Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Херсонская мореходка была (ХМУ) и остается (ХГМИ) первой

Херсонская мореходка была (ХМУ)
и остается (ХГМИ) первой

1
2

Всем выпускникам ХМУ посвящается!

КРИВОЩЕКОВ В.Е.


ХЕРСОНСКАЯ МОРЕХОДКА БЫЛА (ХМУ)
И ОСТАЕТСЯ (ХГМИ) ПЕРВОЙ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

Одесса 2009


КРИВОЩЕКОВ В.Е. ХЕРСОНСКАЯ МОРЕХОДКА БЫЛА (ХМУ) И ОСТАЕТСЯ (ХГМИ) ПЕРВОЙ: Информационный сборник.- 2-е изд., прераб. и доп. – Одесса: ПРИРОСТ-КВЕ, 2009.- 69 с.

Настоящая книга является сборником материалов, которые без сомнения (по мнению автора) будут полезны и интересны, в первую очередь, выпускникам Херсонской мореходки прошлых лет и ее нынешним курсантам. Ученикам средней школы, абитуриентам и курсантам/студентам морских учебных заведений на просторах бывшего СССР – на землях, так называемого, «русофона» эта книга также будет, думаю, полезна, как и всем молодым и начинающим морякам, мечтающим о дальних заморских странах и больших заработках в иностранной валюте. Морякам среднего возраста с небольшим морским стажем и морским людям, озабоченным выбором вуза для получения серьезного высшего образования, этот сборник материалов будет находкой. Морякам постарше, которые уже приобрели достаточный морской опыт (морские волки = профессиональные экстремалы), и которые закончили мореходки времен «развитого советского социализма», сохранив его родимые пятна, или давно и удобно устроились на суше, чтение этой книги вряд ли принесет наслаждение…- да, и откуда взяться удовольствию, если они уже «пережили все свои желания и разлюбили все свои мечты…».
Сборник подготовлен на базе фактических материалов, опубликованных в различное время и в разных печатных изданиях, критически осмысленных и переработанных автором для новых умов нового поколения…
Что не делай, что не говори, что не пиши, - а парадигма все равно меняется! Идет смена элит – это необходимо, естественно и болезненно…
Автор будет признателен всем тем молодым (и не очень) читателям, которые выскажут свое мнение по этой книге на форуме сайта Интернета http://krivoshchekov.at.ua, как и по всем другим авторским материалам, представленным на указанном сайте.

Кривощеков

Владимир Кривощеков,
выпускник ХМУ 1974 года

 

ХГМИ

Фото из газети “Моряк” від 28.09.2007 р., № 39

СОДЕРЖАНИЕ

. . . . . .ВВЕДЕНИЕ. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

. . . . . .§ 1. В ХЕРСОНЕ УЧРЕЖДЕН МОРСКОЙ ИНСТИТУТ . . . . . . . . . . . . . . . . 8

. . . . . .§ 2. СПИКЕР РАДЫ В. ЛИТВИН – ГАРДЕМАРИН… . . . . . . . . . . . . . . . . 9

. . . . . .§ 3. ІНОЗЕМЦІ ІНВЕСТУЮТЬ НАШУ МОРСЬКУ ОСВІТУ . . . . . . . . . . . . . . 9

. . . . . .§ 4. «В ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ МОЖНО РАБОТАТЬ И ДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ БИЗНЕС…» . . 12

. . . . . .§ 5. ВЫСТАВКА «МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -2008» В ХЕРСОНЕ . . . . . . . . . . 12

. . . . . .§ 6. А В ЭТО ВРЕМЯ В ОДЕССЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

. . . . . .§ 7. НАШ МОРСКОЙ БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

. . . . . .§ 8. В ОГОРОДЕ – БУЗИНА, А В КИЕВЕ – РЕЙТИНГ ВУЗОВ . . . . . . . . . . .24

. . . . . .§ 9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОРСКОГО
. . . . . .ОБРАЗОВАНИЯ: начало несостоявшейся дискуссии . . . . . . . . . . . . . .33

. . . . . .§ 10. СИСТЕМА МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ: ТРАДИЦИИ ИЛИ ИННОВАЦИИ?. .37

. . . . . .§ 11. УКРАИНСКИЕ МОРЯКИ И КАЧЕСТВО ИХ ПОДГОТОВКИ: С ЧЕГО НАЧАТЬ? . . . .43

. . . . . .§ 12. Побудова національної системи менеджменту якості
. . . . . .підготовки і сертифікації моряків України: з чого почати? . . . . . . . 48

. . . . . .§ 13. 33 ТЕЗИСА О КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ . . . . . . . .54

. . . . . .ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . .68

 

ВВЕДЕНИЕ. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Наше ХМУ времен СССР и Херсонский морской колледж времен самостийной Украины, на базе которого в 2007 году создан Херсонский государственный морской институт, является старейшим в Украине морским учебным заведением. Учебное заведение было основано в 1834 году и помещалось в здании бывшего путевого дворца Екатерины II - в упраздненном Херсонском адмиралтействе. Училище открыто по ходатайству графа Воронцова, который в первые годы посещал публичные мероприятия училища, проводимые с особым торжеством. Можно сказать, что граф Воронцов в своих поступках следовал примеру Петра Первого, который лично присутствовал на «досмотрении приращенных знаний» первого выпуска учащихся Морской академии весной 1721 года в городе на Неве.*)
В училище мореплавания поступали преимущественно дети купцов и мещан. Группа учащихся состояла из 24-х воспитанников. Курс обучения был рассчитан на 4 года, по окончании которого воспитанники для совершенствования мастерства поступали на 3 года во флот на правах кондуктора. В программу училища, кроме общеобразовательных и специальных предметов, входили иностранные языки: греческий, турецкий, итальянский, позднее немецкий и французский. Училище выпускало штурманов, помощников штурманов, а также корабельных мастеров.
В 1872 году, благодаря Городскому управлению, училище было открыто уже как Мореходные классы II разряда для подготовки штурманов, находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. Первого декабря 1872 года Херсонские мореходные классы торжественно открылись в арендованных двух частных домах владельцев П. Лаликуля и О. Розенталя за плату по 600 рублей в год. Потом арендовали дом С. Волохина по 400 рублей в год. По случаю празднования 25-летнего царствования императора Александра П., в 1880 году заложили и в 1882 году окончили постройку собственного здания училища, а учебному заведению присвоено имя императора Александра П. К 1 января 1896 года общее число учащихся составило 90 человек. С 1 июля 1903 года Мореходные классы были преобразованы в Мореходное училище малого плавания. Согласно Указу, от 10 мая 1904 года, училище малого плавания преобразовано в 1905 году в Херсонское мореходное училище дальнего плавания имени Императора П.
В апреле 1919 года была попытка реорганизовать училище в факультет Херсонского политехнического института. В августе 1920 года, согласно постановлению Херсонского райкомвода, училище ликвидировано и на его базе в сентябре 1920 года создан Техникум водного транспорта, который с января 1922 года был реорганизован в профшколу, а с 3 июля 1922 года стал снова Техникумом. 27 декабря 1922 года, согласно постановлению Совнаркома УССР и указа Херсонского исполкома, было определено его полное и укороченное название: Херсонский рабочий техникум водного транспорта (Рабтехникум Водтранса). В 1931 году для него было построено новое трехэтажное здание, сожженное гитлеровцами во время войны в 1942 году.
____________________

*)Необходимость подготовки собственных капитанов и штурманов возникла в Российской империи с начала строительства военного флота. На незначительном в то время российском торговом флоте работали иностранные мореходы – англичане, голландцы и др. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне. В указе Петра Первого от 25 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигатских, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день сейчас является официальной датой основания штурманской службы российского флота. Надо добавить, что тем же Петром был издан Устав, согласно которому «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают». – «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом всю баталию расстраивают». Но это так, к слову. - Замечание Кривощекова В.Е.

В 1944 году, после трех лет бездействия, училище возродилось. 5 марта 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны “0 мерах по подготовке командных кадров морского флота” и Херсонский морской техникум был реорганизован в Херсонское мореходное училище (ХМУ) ММФ СССР. Его временно разместили в здании школы № 20. В 1953 году для училища было построено новое здание.

14 марта 1970 года постановлением Совета Министров УССР Херсонскому мореходному училищу (ХМУ) Министерства морского флота присвоено имя лейтенанта П.П. Шмидта.

В 1996 году училище было реорганизовано в Херсонский морской колледж (ХМК) Министерства образования и науки Украины по адресу: проспект Ушакова, 14.

В 1997 году ХМК аккредитовано по второму уровню как высшее учебное заведение Украины, выпускающее морских специалистов образовательно-квалификационного уровня младший специалист (неполное высшее образование) и бакалавр (базовое высшее образование). В то время учебно-воспитательный процесс обеспечивали более чем 200 высоко квалифицированных инженерно-педагогических специалистов, среди которых было 16 кандидатов наук.

В 2003 году в колледже завершена программа модернизации учебно-лабораторной базы. С помощью судоходных компаний, других морских организаций, выпускников родителей курсантов на развитие и закрепление базы колледжа было направлено более 5 млн. гривен внебюджетных средств. Учебно-лабораторная база колледжа пополнилась комплектом современного оборудования космической связи; дополнительно приобретено свыше 70 современных компьютеров, 2 лингафонных кабинета. На отделении технических средств обучения созданы компьютерные залы Интернета и библиотеки по 18 рабочих мест каждый. Система подготовки морских специалистов в колледже отвечает требованиям Международной конвенции по стандартам подготовки, сертификации (дипломированию) моряков и несению вахты в рамках Международной морской организацией. В 2003 году к колледжу было присоединено ПТУ 3, на базе которого создан профессионально-морской лицей, который готовит специалистов рабочих профессий. В этом же году в состав колледжа вошел и судомеханический техникум, который продолжает готовить младших специалистов кораблестроительных специальностей.

На фоне обновленной учебно-лабораторной базы в колледже за 5-тилетний период (1999-2004 годы) увеличена численность курсантов почти в три раза. Число студентов/курсантов в колледже, обучающихся морским специальностям, превысило 4 тысячи, из них 2,5 тысячи обучалось на дневной форме.

По окончании учебного заведения выпускники, при наличии необходимого плавательного ценза, получают соответствующие рабочие дипломы:

—вахтенный помощник капитана судна;

—вахтенный механик судна;

—электромеханик.

Особое внимание в учебном заведении уделяется изучению английского языка и компьютерной техники, воспитанию в будущих морских офицерах высоких патриотических чувств и культуры поведения. Начиная с 2001 года, в соответствии с учебными планами, на всех курсах дополнительно введено за счет внебюджетных средств 8 часов английского языка, 2 часа информатики и этики, эстетики и культуры поведения.

За плодотворную, многогранную работу по подготовке будущих морских специалистов и по случаю 150-летия со дня основания училище в 1984 году было награждено орденом дружбы народов. К 165-летию основания учебного заведения (в 1999 году) инженерно педагогический и курсантский коллективы колледжа получили поздравления Президента Украины Л.Д. Кучмы.

По случаю 170-летнего юбилея в 2004 году коллектив учебного заведения поздравил директор ЗАО Региональное Управление в Украине Российского Морского Регистра Судоходства Виктор Любченко, мер города Херсона Владимир Сальдо, глава Херсонской облгостадминистрации Анатолий Юрченко и многие другие. У воспитанников колледжа репутация и уровень знаний безупречны, поэтому без работы они не остаются. Праздник - это своеобразный итог. Как принято со времен СССР, отрапортуем к празднику о «великих достижениях» - итогах. А итоги у морского колледжа впечатляющие: за весь период существования в колледже подготовлено больше 30 тысяч морских специалистов. Часть из них стала звездами в своем деле: пять адмиралов, один генерал, девять Героев Советского Союза, семь лауреатов Госпремии, один глава Департамента морского и речного транспорта Украины, три начальника Азовского, Черноморского и Грузинского пароходств, три директора судоремонтных заводов. Также диплом Херсонского морского колледжа имеется у трех мэров Херсона и двух председателей Херсонской облгосадминистрании. Херсонский морской колледж внедрил и поддерживает Систему менеджмента качества, что является доказательством эффективности системы качества учебного заведения и его соответствие международным стандартам ISO.

С 1996 года колледж входил в научно-методические комплексы (без потери статуса юридического лица) с Одесской национальной морской академией, Киевской государственной академией водного транспорта, Национальным университетом кораблестроения им. Адмирала Макарова.

Что в итоге получилось – см. далее.

_________________

При подготовке дальнейшей информации использованы материалы следующих авторов и источников: Анатолий ЯИЦКИЙ.- Газета «Моряк» от 03 марта 2004 г.- № 9, Антон БЫЧКОВ.- Газета «Моряк» от 21 апреля 2004 г. № 16, Наталья Литовец-газета «Моряк» от 24.03.06 г., Анатолій Яіцкий. Газета “Моряк” від 28.09.2007 р., № 39, Газета «Моряк Украины» от 17 октября 2007 г.- № 41(510), www.kreschatic.kiev.ua , Сергей Селиванов – газета «Моряк Украины от 02 апреля 2008 г., № 13, газета «Моряк Украины от 26 марта 2008 г., № 12, Газета «Моряк» от 21 октября 2004 г. № 41-42 и др.
__________________

В подготовке настоящего материала в апреле 2008 года принимал участие курсант 231 группы ОМУ Лясников Константин; в январе 2009 года - курсант 222 группы МУ ОНМА Ваврик Сергей.

§1

В ХЕРСОНЕ – МОРСКОЙ ИНСТИТУТ

Херсонский морской институт (ХМИ) организован в Херсоне в 2003 году. Учредителями выступили частные фирмы, общественная организация «Фонд морское братство» и профсоюз работников морского транспорта Украины под председательством Михаила Киреева. В 2004 году ХМИ осуществил первый набор студентов/курсантов на единственный в то время факультет, обучающий плавсостав по трем специальностям. Летом 2006 года в ХМИ состоялся первый выпуск морских специалистов: порядка 30 судоводителей, 15 судовых механиков и 15 судовых электромехаников. Перечень специальностей уже в то время планировалось расширить, включив в него, в частности, подготовку кадров для морской инфраструктуры – береговых морских специальностей (логистики и др.). ХМИ вместе с Херсонским морским колледжем (ХМК – бывшее ХМУ им. лейтенанта П.П. Шмидта Минморфлота СССР) в купе с профессиональным морским лицеем вошли в состав Учебного научно-производственного комплекса «Океан», в котором подготовка кадров для морской отрасли осуществляется на всех образовательно-квалификационных уровнях: рабочие профессии – младшие специалисты – бакалавры – специалисты. Известно, что в 2005 году частные фирмы по каким-то причинам вышли из состава учредителей ХМИ.

Можно сказать, что сбылась, наконец, давняя мечта многих поколений херсонских моряков. Теперь, чтобы получить высшее образование, им не придется ездить в другие города - создан Херсонский морской институт.

Знаменательное событие произошло в день празднования 170-летия (март 2004) Херсонского морского колледжа - старейшего в Украине учебного заведения, подготовившего за годы своего существования более 30 тысяч специалистов. Это не случайное стечение обстоятельств, скорее - хорошо продуманное внедрение беспрерывной многоуровневой системы образования в регионе. Новый негосударственный вуз III уровня аккредитации разместился в стенах Херсонского морского колледжа, где в минувшем году (2003) завершена программа модернизации всей учебно-лабораторной базы. На эти цели было направлено свыше 5 миллионов гривен, собранных с помощью спонсоров - судоходных компаний, морских организаций, выпускников и родителей курсантов. В нынешнем году (2004) учебно-лабораторная база пополнилась комплексом космической связи, 70 дополнительными компьютерами, двумя лингафонными кабинетами. Появилось два Интернет-зала на 18 рабочих мест каждый. Вся система подготовки морских кадров стала отвечать требованиям Международной конвенции IМО по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты на судах (STCW 78/95). В прошлом году (2003) к колледжу было присоединено ПТУ №3, на базе которого создан профессиональный морской лицей, готовящий специалистов рабочих профессий. В состав колледжа вошел и Херсонский судомеханический техникум, занимающийся подготовкой младших специалистов судостроительной отрасли. За пять лет (1998-2004 г.г.) с момента начала создания ХМИ количество курсантов/студентов увеличилось втрое! В 2003/2004 учебном году здесь обучалось свыше 4 тысяч человек, из них 2,5 тысячи — на дневной форме.

Всестороннюю поддержку - кадровую, научную - обещали новому частному учебному заведению Одесская национальная морская академия (ОНМА) и Херсонский государственный технический университет. (Понимала ли ОНМА в то время и понимает ли сейчас, что у нее под боком появился серьезный конкурент? Замечание автора).

В 2005 году институт прошел сертификацию в международном органе по сертификации систем менеджмента «Русский Регистр» на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

§ 2

СПИКЕР ВЕРХОВНОЙ РАДЫ В. ЛИТВИН - ГАРДЕМАРИН

Спикера ВР Владимира Литвина зачислили в почетные курсанты Херсонского морского колледжа и даже вручили обмундирование и значок. Произошло это 3 апреля 2004 года во время визита главы парламента на Херсонщину по случаю празднования 60-летия ее образования. Владимир Литвин признался, что в детстве мечтал быть моряком, и с удовольствием бы провел следующую парламентскую неделю в кубрике корабля. Во время визита высокого гостя в самое старое учебное заведение подобного профиля в Украине (колледжу исполнилось 170 лет, и он к тому же теперь стал морским институтом) ему показали музейную экспозицию и современную учебную базу. А сопровождали Литвина губернатор Анатолий Юрченко (отметивший, что полученный в подарок в колледже секстант поможет спикеру, в том числе выверять верность курса всего государства) и глава облсовета Владимир Ходаковский, покинувший должность директора судомеханического техникума после избрания депутатом в 2002 году.

Подготовка украинских кадров для судостроения и мореплавания - одна из тех отраслей, которые на Херсонщине не пришли в упадок, а, напротив, находятся на подъеме и постоянно развиваются – таков общий лейтмотив всех юбилейных мероприятий в Херсоне весной 2004 года.

§ 3

ІНОЗЕМЦІ ІНВЕСТУЮТЬ НАШУ ОСВІТУ:
НІМЦІ ШУКАЮТЬ МАЙБУТНІ КАДРИ В УКРАЇНІ

Херсонський державний морський інститут уклав в 2007 р. інвестиційну угоду з відомою німецькою компанією, що займається працевлаштуванням моряків.

Для справки:
Херсонский государственный морской институт (далее ХГМИ) был создан на правах коллективной собственности распоряжением Кабинета Министров Украины от 13.06.2007 г., № 414-р и приказом МОН Украины от 16.06.2007 г., № 500 на базе Херсонского морского колледжа (ликвидирован) и переданного в государственную собственность имущества частного Херсонского морского института (ликвидирован).
Сегодня ХГМИ - государственное высшее учебное заведение ІІІ уровня аккредитации в соответствии с решением Государственной аккредитационной комиссии от 21 апреля и 22 июня 2006 г., протоколы № 60 и № 61 (приказы МОН Украины от 03.05.2006 г., № 1105-л и от 29.06.2006 г., № 2043-л).
В состав института входят факультеты судовождения и энергетики судов и заочной формы обучения, морской колледж и профессионально-морской лицей.
На одиннадцати кафедрах института работает 131 преподаватель. Среди них 10 докторов наук, профессоров и 47 кандидатов наук, доцентов.
В морском колледже и профессионально-морском лицее работает 136 преподавателя, среди которых 43 – преподаватели высшей категории.
Общая численность учащихся по всем источниками финансирования и по формам обучения составляет 4467 курсантов, студентов и учеников.
По сравнению с прошлым 2007/2008 учебным годом количество студентов увеличилось более чем на 10%.
В Профессионально-морском лицее ХДМИ учится 451 ученик.
Сейчас в институте учатся выпускники школ Николаевской, Одесской, Запорожской, Донецкой, Днепропетровской, Киевской и Харьковской областей, а также г. Киева и Автономной республики Крым. Курсантам/студентам ХГМИ плавательной специальности гарантировано трудоустройство по заключенному договору с “Marlow Navigation”.

— Поки що це єдиний в Україні випадок, принаймні, серед морських навчальних закладів, коли іноземна компанія робить прямі інвестиції в освіту, — зазначив Володимир Ходаковський, виконувач обов'язків директора ХДМІ. — Йдеться річ про німецьку крюїнгову компанію «Marlow Navigation» — четверту у світі за кількістю суден, з персоналом яких вона працює. Наш досвід роботи з цією компанією — сім років. Знайомство почалося з того, що ми зацікавили їх як навчальний заклад, що займає високі місця в моніторингу морських кадрових агентств. Відтоді багато І води спливло. Вже 200 наших курсантів за допомогою «Marlow Navigation» пройшли практику на найсучасніших іноземних суднах, а випускників компанія забезпечує стабільною і добре оплачуваною роботою.

Уклавши з нами угоду про співпрацю, інвестор зобов'язався виділити інституту три мільйони американських доларів. Компанія планує створити тут спеціальну лабораторію, де студенти відпрацьовуватимуть навики використання шлюпок вільного падіння. Вартість лабораторії — чверть мільйона доларів, ще 100 тисяч буде витрачено на її і облаштування. Подібного обладнання в Україні ще ніхто не має.

Представники інституту вже шостого жовтня 2007 р. зустрічали в Одесі німецького спеціаліста, який контролюватиме монтаж обладнання лабораторії. Разом із представником компанії наші фахівці визначатимуть, і де будуватимуть елементи майбутньої конструкції: на суднобудівних заводах Херсона чи Миколаєва? Спеціалісти впевнені, що виготовити їх в Україні набагато дешевше, ніж у Німеччині. Достеменно відомо, що роботи розпочнуться нинішнього року, а наступного (2008 р.) — обладнання для лабораторії буде готове.

Партнери вирішили посприяти нам не тільки у зміцненні матеріальної бази, — уточнив Володимир Федорович. — Вони вже перерахували 45 тисяч доларів на ремонт першого корпусу інституту. А ще запровадили 270 стипендій по 50 доларів кожна для найкращих студентів. Компанія всіляко підтримуватиме їх усі роки навчання. Юнаки отримуватимуть гроші з-за кордону на власні і банківські рахунки. Стипендіати визначатимуться за успіхами в навчанні. Особливо прискіпливо і оцінюватимуть володіння і англійською та спеціальними навиками. «Marlow Navigation» навіть виділила певну суму грошей для того, щоб посилити якість спеціальної підготовки. Вона доплачуватиме викладачам за якість навчання. Інакше, як прямими інвестиціями в освіту, це не назвеш. «На жаль, сьогодні в Україні фактично немає докторів наук і професорів з морських спеціальностей. Особливо з навігації. Знайти їх неможливо ні в Україні, ні в Росії» – такого мнение журналиста газеты «Моряк» Анатолия Яицкого (Замечание Кривощекова В.Е.)

Майбутнім спеціалістам — судноводіям, судномеханікам та електромеханікам — буде забезпечена практика, гарантоване працевлаштування та професійне зростання. Скажімо, для того, щоб людина з посади третього помічника капітана перейшла на посаду другого помічника, вона повинна мати досвід — «наплавати» певний період часу. Так ось, «Marlow Navigation» гарантує нашим випускникам можливість одержати цей досвід. Таких зобов'язань на себе ще не брала жодна компанія. Наші партнери активно співпрацюють з німецьким урядом. Вони добилися, щоб наш інститут був включений у спеціальну програму, яка й дозволяє наше фінансування. Ще один важливий штрих: навіть якщо уряд з якихось причин відмовиться від фінансування, «Marlow Navigation» свої обіцянки виконуватиме за власний кошт.

Окремий пункт договору стосується юнаків з малозабезпечених сімей. Відтепер десять таких студентів утримуватимуться за рахунок інвесторів, починаючи з другого курсу й до закінчення інституту.
«Marlow Navigation» збирається також залучити до викладацької роботи у ХДМІ шість іноземних професорів і морських спеціалістів вищої кваліфікації. Фактично, компанія бере на себе відповідальність за якість підготовки кадрів.

Сприятимуть цьому й два найсучасніші навчальні судна, які будуть закріплені за Херсонським державним морським інститутом. На них проходитимуть практику наші студенти. Групи курсантів змінюватимуть одна одну через кожні три місяці. Кожне робоче місце обладнане комп'ютером, усіма необхідними документами. Разом зі студентами під час практики будуть і викладачі, їхня праця добре стимулюватиметься: викладачам виплачуватимуть по 1200 доларів, студентам - 377.

Усі ці плюси позначилися на вступній кампанії нинішнього року. Хоча інститут й розпочав її дещо пізно (наказ про створення вузу було підписано лише 16 липня 2007 року), державне замовлення було виконано. Вперше в історії вуз одержав замовлення на бакалаврів та спеціалістів — відразу 190 бюджетних місць! Загалом же, бюджетників і контрактників набрали майже втричі більше, ніж торік. Першокурсниками стали більше 600 юнаків. Щодо конкурсу, то у заочників він був три абітурієнта на місце, а на спеціальність «судноводіння» — 1,8 претендента (на бюджет) і 1,2 (на контракт). Керівництво морського інституту сподівається, що співробітництво з «Marlow Navigation» дозволить в наступному 2008/2009 році набагато збільшити конкурс до вузу.

(Замечание Кривощекова В.Е. На декабрь 2008 года на судах компании «Marlow Navigation» уже работало около 3500 украинских моряков.)

А вот как эта же информация представлена в сети Интернет на сайте www.kreschatic.kiev.ua по сообщению «Немецкой волны».

ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ ИНВЕСТИРУЕТ В МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Херсонский государственный морской институт заключил инвестиционный договор с известной международной компанией Marlow Navigation, которая занимается трудоустройством моряков, сообщает «Немецкая волна». Marlow Navigation планирует выделить институту 3 миллиона долларов на модернизацию материально-технической базы и обеспечение лучших студентов стипендиями, а преподавателей - премиями. Будущим специалистам международная компания, штаб-квартира которой расположена на Кипре, обещает гарантированную практику, трудоустройство и профессиональный рост. Уже сегодня она готова трудоустроить 2600 мореплавателей, отметил во время визита на Херсонщину президент компании «Marlow Navigation» Герман Иден. «Сегодня чувствуется нехватка кадров для экипажей морских судов, потому мы думаем, если начнем с молодых кадетов, то сможем предложить им достойную карьеру». Благодаря активному сотрудничеству с правительством Германии «Marlow Navigation», Херсонский институт удалось включить в специальную программу финансирования. Даже если по каким-то причинам эта программа закроется, компания берется выполнять свои обещания за собственные средства. На сегодняшний день она перечислила институту 45 тысяч долларов на ремонт одного из учебных корпусов, а еще внедрила 270 стипендий (по 50 долларов каждая) для лучших студентов.

§ 4

«В ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ МОЖНО РАБОТАТЬ И ДЕЛАТЬ ХОРОШИЙ БИЗНЕС…»

Именно так сказал в марте 2008 года Лаури Пуллола – первый секретарь посольства Финляндии в Украине на пресс-конференции делегатов международного «Трейд-клуба» после посещения Херсонского морского торгового порта. «…А это особенно важно для любого инвестора. Мы в этом убедились»,- добавил Лаури Пуллола.

В состав делегации международного «Трейд-клуба», посетившей Херсонщину, вошли 22 делегата из 14 стран во главе торгового советника Королевства Швеции в Украине Ульфа Сера. «Цель приезда в регион делегации международного «Трейд-клуба» - найти дополнительные возможности сотрудничества иностранных государств с Херсонщиной, в особенности с предприятиями транспортной отрасли»,- заявил Ульф Сер на презентации инновационных проектов. «…Херсон недаром называют морскими воротами Днепра»,- добавил глава иностранной делегации.

По итогам 2008 года Херсонщина занимает восьмое место в экономическом рейтинге областей Украины (Замечание Кривощекова В.Е.)

§ 5

ВЫСТАВКА «МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -2008» В ХЕРСОНЕ

Под таким названием в конце марта 2008 года в Херсоне и в Николаеве состоялась выставка морских учебных заведений Украины. Одесские морские вузы эту выставку проигнорировали, рассчитывая, очевидно, на свой вечный и непоколебимый авторитет. ОНМА, например, проводит у себя дома Дни открытых дверей по 5-6 раз в году, а также рекрутирует выпускников средних школ в таких «морских регионах» Украины, как Полтава или Ровно.

Очевидно, что целью выставки «Морское образование-2008» является привлечение абитуриентов в условиях усиливающейся конкуренции среди морских учебных заведений Украины на фоне, так называемой, демографической ямы…

Только одно учебное заведение на этой выставке из Херсона предлагало обучение мореплавателей – Херсонский государственный морской институт. ХГМИ за всю историю своего существования пережил целый ряд реорганизаций: от училища торгового мореплавания Российской империи (1834 год) до государственного морского института Украины (июль 2007 года).

- Херсонский институт – это единый комплекс, каждое структурное подразделение которого является ступенью в подготовке высококвалифицированных морских специалистов, - пояснял на выставке первый проректор Владимир Шерстюк. – Обучение в лицее (1 ступень) – это возможность получения рабочей профессии (матрос, моторист). Колледж (2 ступень) специализируется на подготовке младших специалистов всех плавательных специальностей (судоводитель, судомеханик, электромеханик) и судостроительных специальностей (механик, электрик, сварщик, судокорпусник). Институт (высшая ступень) выпускает морских специалистов уровня «бакалавр» и «специалист». Все учебные планы института, колледжа и лицея интегрированные, то есть согласуются между собой. Выпускники колледжа и лицея имеют возможность продолжить обучение на факультетах института для получения базового и полного высшего образования. Колледж проводит набор поступающих как на базе базового общего среднего образования (9 классов), так и на базе полного общего среднего образования (11 классов). Поступающие в институт после 11 классов могут сразу поступать на факультеты института и в лицей. В ХГМИ 50% учебных мест являются бюджетными, поэтому значительное количество абитуриентов имеют возможность бесплатно получить морское образование. Те, кто учатся по контракту, имеют возможность по предварительной договоренности вносить оплату единоразово за год обучения, поквартально или ежемесячно.

- О проблемах улучшения учебно-материальной базы, - рассказал на выставке проректор по учебно-воспитательной работе – Валентин Синько. К сожалению, министерство образования и науки Украины не имеет возможности выделять достаточно средств на эту статью расходов. Одна из ведущих международных судоходных компаний - “Marlow Navigation” помогает нам. Модернизировали дизельную лабораторию, которая отвечает современным требованиям и мировым стандартам автоматизации.

Немецкая компания “Marlow Navigation”, которая предоставляет услуги по трудоустройству моряков с 1996 года и является крюинг-оператором более 700 судов немецких и западноевропейских судовладельцев передала ХГМИ уникальный тренажер за 0,4 млн. €. Он будет смонтирован в акватории Днепра и позволит тренировать курсантов на случай экстренной эвакуации с судна в случае необходимости.

Учебную, производственную и другие практики студенты проходят в имеющихся в институте лабораториях, мастерских, на собственном учебном судне «ОМ-106», на материальной базе ведущих предприятий судостроения Украины, а также на современных судах иностранных и национальных судоходных компаний.

По заключенному ХГМИ договору с “Marlow Navigation” для качественной производственной практики курсантов за институтом закреплено два современных торговых судна: «Белуга Констилейшн» и «Белуга Конститюшн».

Вторая проблема – повышение стоимости обучения. В этом 2008/2009 учебном году обучение на стационаре ХГМИ достигнет 9 тысяч гривен. Такая цена отвечает сегодняшним рыночным условиям. И все же, она достаточно высокая для семей даже со средним уровнем достатка. (Для сравнения. В ОНМА стоимость обучения для контрактников набора 2008 года составляет около 10 тысяч гривен/год, что, по мнению ректора,- «…не так уж и много для получения высококачественного морского образования…. Мы все-таки вынуждены будем в 2009 году повысить стоимость обучения курсантов-контрактников 1-го курса на процентов 20…»[газета «Моряк Украины от 28 января 2009 г., №4]).

Наиболее популярной остается специальность судоводителя. Молодежь мечтает стать штурманами или капитанами. Привлекает романтика приключений, возможность увидеть мир. Тем не менее, в последнее время все более популярными становятся инженерные специальности, то есть механики и электромеханики. Сказывается большая нехватка этих специалистов в целом на мировом рынке труда, особенно электромехаников. Каждый выпускник электромеханической специальности имеет от работодателей практически по три предложения на трудоустройство. Выпускников на всех не хватает. Спрос на электромехаников соответственно отображается улучшением условий труда, заработной платой, перспективами карьерного роста. Единственно, о чем следует помнить, что электромеханик на судне никогда не станет старшим механиком, то есть главным инженером.

Примечание. В октябре 2008 года на склонах Днепра у парка Славы в Херсоне публично в присутствии нескольких тысяч херсонцев и гостей города торжественно прошло посвящение в курсанты ХГМИ 936 первокурсников нового набора. Всего в ХГМИ обучается более 4 тысяч курсантов/студентов

(Для сравнения. Суммарно в ОНМА с учетом Азовского морского института (г. Мариуполь), Измаильского факультета, Колледжа технического флота и Мореходного училища им. А.И. Маринеско обучается 11869 курсантов).


Скачать информационный сборник полностью
WORD скачать в Word
ZIP скачать в ZIP
3
4

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП