Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Леонард Позолотин - "Мой путь " (5)

 

B

Одесская мореходная школа - ОМШ

В ноябре 1983 года, в связи с болезнью жены, я был вынужден уволиться из Новороссийского морского пароходства, и перевестись на должность преподавателя Одесской мореходной школы.

Одесская мореходная школа была преемницей Ремесленной школы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), основанной 6(19) декабря 1866 года в Севастополе. В 1898 году ее перевели в Одессу. Мореходная школа готовила матросов и машинистов для РОПИТ. Первоначально школу называли ШМО — школа мореходного обучения, и это название было известно всем морякам не только на Черном море. ШМО в Одессе несколько раз меняла адреса. До войны это было судно «Лахта», после войны в здании около Сабанеева моста (где сейчас детский сад), напротив школы Столярского. Затем Одесская мореходная школа — ОМШ размещалась на Приморской улице, № 1, напротив ворот порта, где она пробыла до 1992 года. В 1992 году в ОМШ был назначен новый начальник Леонтьев, который ожидал назначения на работу за границу представителем ЧМП. Он приложил все усилия для ликвидации Одесской мореходной школы (Школы мореходного обучения), которая существовала более ста лет. С образованием Центра морской подготовки кадров (ЦМПК ЧМП) в 1993 году ОМШ прекратила свое существование.

За свою многолетнюю историю ОМШ подготовила более 65 тысяч моряков рядового состава. Матросы, мотористы, боцманы зарекомендовали себя как хорошо подготовленные, дисциплинированные специалисты. Об этом говорили многочисленные отзывы с судов различных пароходств Советского Союза, не только ЧМП. Выпускники ОМШ плавали на всех морях, омывавших СССР. Первоначально школу называли ШМО — школа мореходного обучения, но моряки расшифровывали это как — «школа морских офицеров», и это было близко к истине. Многим ОМШ дала путевку не только на флот, но и на высшие ступени морского образования. Многие стали штурманами, механиками, электромеханиками, старшими механиками, капитанами. По данным отдела кадров ЧМП, в 50-е годы 40% капитанов и старпомов были выпускниками ОМШ, из старших механиков этот процент был еще выше.

Работая на протяжении почти 10 лет преподавателем Одесской мореходной школы, я передавал свои профессиональные знания и опыт будущим матросам и мотористам. Работа в ОМШ дала мне бесценный опыт преподавания.

После двух лет работы в ОМШ, когда состояние жены улучшилось, я смог периодически выходить в море руководителем практики курсантов на судах ЧМП, иногда  дублируя старшего помощника капитана, или капитана.

В 1993 году я начал сотрудничать в журнале «Navigation», редактором которого был доцент ОВИМУ В. Г. Денисов. Журнал вскоре был переименован в «Судоходство».

С этим журналом также сотрудничал преподаватель ОВИМУ Владимир Георгиевич Торский, с которым мы вскоре познакомились. Торский, так же как и я, интересовался вопросами безопасности мореплавания. У нас сложились общие интересы и хорошие отношения.

ЧМП, ГДМРТУ
(Государственный Департамент морского и речного транспорта Украины)

В  конце 1993 года я был принят на работу в службу безопасности мореплавания Черноморского морского пароходства (СБМ ЧМП) на должность инокорреспондента. В мои обязанности входили подбор материалов по безопасности мореплавания в иностранных морских изданиях и ознакомление с ними капитанов-наставников СБМ. На этой работе я обнаружил, что на судах пароходства отсутствуют основные международные конвенции по безопасности мореплавания, что многие капитаны недостаточно хорошо знакомы с ними. По распоряжению замначальника пароходства по безопасности мореплавания Лапина С.А., я составил список необходимой нормативной литературы и через зарубежные представительства ЧМП мы заказали и получили ее. Затем по списку я выдавал на суда конвенции СОЛАС, МАРПОЛ, О грузовой марке и другие книги, необходимые для работы.

В период работы в Службе безопасности мореплавания ЧМП  мне пришлось почти полгода отработать капитаном на танкере «Виктор Кибенок». Это небольшой танкер 5 тысяч тонн дедвейтом. Танкер был в управлении судоходной компании «Укртанкер» и находился под арестом в Греции. Мне было поручено подменить капитана, разобраться с арестом судна и постараться освободить его. По прибытии на судно, приняв дела у капитана, я связался с представителем ЧМП в Афинах, вопрос был решен в течение двух недель, и судно, свободное от долгов, снялось на Одессу. В Одессе сойти с судна не удалось, так как меня заменить было некем, и пришлось еще несколько месяцев работать по Средиземному морю, между портами Италии, Ливии, Алжира. Несколько раз судно заходило в порт Кротоне, на юге Италии. Небольшой уютный город с очень древней историей. Кротоне был основан греками в 708 г. до н. э. Город знаменит тем, что Пифагор основал здесь в 532 г. до н.э. знаменитую на весь древний мир философскую школу. И еще, как похвастался агент, обслуживающий судно, в античный период Кротоне славился своими выходцами, побеждавшими на тогдашних Олимпийских играх.

Через год я был переведен на должность капитана-наставника. В этой должности мне пришлось несколько раз выходить в рейсы с вновь назначенными капитанами. Однажды мне довелось «обкатывать» вышедшего в первый рейс капитаном Александра Черчукан. Рейс был  Одесса- Александрия с грузом металлолома, после чего судно должно было встать на ремонт на верфи в Пендике, неподалеку от Стамбула. Мне было указано оставаться на судне и оказать помощь капитану в проведении ремонта. Ремонт  с докованием затянулся больше чем на месяц. Времени было достаточно для ознакомления со Стамбулом. Удалось посмотреть  большинство достопримечательностей Стамбула- голубая мечеть (Мечеть Султана Ахмеда), Гранд базар (Капалы Чарши), Собор Св. Софии, дворец Топкапы, дворец Долмабахче, площадь Таксим, пройти по улице Истикляль.

В Службе безопасности мореплавания ЧМП  я работал до сентября 1996 года.  ЧМП получало международные морские журналы «Seaways», «Safety at Sea», «IMO News» и ряд других изданий, касающихся безопасности мореплавания. Из «Seaways» я узнал о существовании Морского Института Великобритании (Nautical Institute) и после подачи заявление с просьбой о членстве (membership application) в 1997 году был избран членом Nautical Institute. В дальнейшем, мы с Торским решили создать в Одессе филиал (branch) этого института — Морской институт Украины, что Владимир Георгиевич Торский с успехом реализовал.

После распада СССР в Украине как независимом государстве в 1992 году создается Министерство транспорта Украины, а в его составе Государственный департамент морского и речного транспорта Украины — ГДМРТУ.

В 1996 году в составе ГДМРТУ была создана Главная морская инспекция Украины (ГМИУ), которую возглавил капитан дальнего плавания Станислав Яковлевич Незавитин. Из ЧМП я перешел на работу в ГМИУ. Весь коллектив инспекции состоял из 5 человек, включая Незавитина, капитанов Медведева С. А., Тихохода  В. А., Редина А. и меня. Главная морская инспекция Украины вскоре была переименована в Государственную инспекцию Украины по безопасности мореплавания (Госфлотинспекцию). Госфлотинспекция в то время находилась на проспекте Шевченко в здании бывшей гостиницы моряков на 3-м, ГДМРТУ на 4-м этаже. В настоящее время в этом здании размещается Одесский аппеляционный хозяственный суд.

Вскоре Незавитин ушел капитаном Ильичевского морского порта, вместо него пришел капитан Грушевский. Грушевский тоже недолго пробыл на этой должности, ушел капитаном на суда. Его сменил Леонид Павлович Чайковский, который создал Госфлотинспекцию Украины в том виде, в котором она просуществовала долгое время, периодически меняя название. Леонид Павлович долгое время успешно возглавлял Госфлотинспекцию. 

В 1995 году мне была оказана честь быть избранным вице-президентом Ассоциации морских капитанов г. Одессы  (АМКО). В том же году я предложил создать информационный бюллетень для капитанов по вопросам безопасности мореплавания. Подготовку и издание этого бюллетеня поручили мне.  Мы оформили право на издание «Вестника АМКО», где публиковалась информация о современных требованиях по безопасности мореплавания. «Вестник АМКО» издавался ежеквартально в формате А5 тиражом 300 экземпляров и пользовался большой популярностью среди капитанов. «Вестник АМКО» просуществовал до 2001 года, его преемником стал журнал «Морское Обозрение».

В 1995 и 1997 годах я прошел обучение на курсах по внедрению и применению Конвенции по подготовке и дипломированию моряков (ПДНВ), Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и по организации контроля государства порта (PSC). Курсы проводились классификационным обществом Бюро Веритас (Франция), Российским Регистром судоходства. По окончании курсов я получил свидетельства Аудитора внутренних проверок Систем управления безопасностью и качества, инспектора контроля Государства порта (КГП).

В 1996 году я был назначен главным штурманом Государственного Департамента морского и речного транспорта Украины — ГДМРТУ (Укрморречфлот) и в 1997 году одновременно исполнял обязанности начальника Государственного морского спасательно-координационного центра Украины (ГМСКЦ).

Начальник Центра подготовки и аттестации плавсостава Одесской государственной морской академии профессор Пипченко А. Н., в 1996 году пригласил меня преподавать на курсах повышения квалификации старшего командного состава судов — капитанов, старпомов, стармехов. В этом же году я начал читать лекции по вопросам безопасности мореплавания, международным нормативным документам в Институте последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины.

C 26 июня по 7 июля 1995 г. в Лондоне прошла сессия Международной морской организации (IMO-ИМО), на которой была пересмотрена Конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. (ПДНВ 78).  Основные причины, по которым возникла необходимость пересмотра Конвенции 1978 года:

— отсутствовали стандарты компетенции для надлежащего выполнения судовым составом действий по обеспечению безопасности мореплавания;

— оценка знаний кандидатов на получение диплома оставлялось «к удовлетворению морской Администрации государства», что порой приводило к низкому уровню знаний моряков;

— отсутствовал инструмент для надлежащего контроля над выполнением требований конвенции.

—  отсутствовала ответственность правительств за сертификаты, выданные от его имени.

Конвенция 1978 г. основывалась на традиционном делении экипажа на палубный и машинный персонал, не учитывались современные тенденции в организации работ на судах, возможность взаимозаменяемости в случае болезни, привлечения членов экипажа ко всем работам для обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации судна.

Одной из главных особенностей пересмотра конвенции было принятие нового Кодекса о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (STCW Code).

Конвенция ПДНВ 78/95 требовала от стран-участниц представления в ИМО информации о практических мерах по внедрению и применению Конвенции, системе морского образования, процедурах дипломирования и т. д., в соответствии с принятыми Конвенцией ПДНВ 78 и Кодексом ПДНВ 95. Указанная информация должна была быть предоставлена до 1 августа 1998 года.

Подготовку этой информации Министерство транспорта Украины поручило Госфлотинспекции. Было необходимо собрать полную информацию о системе обучения, дипломирования моряков, обо всем учебном процессе, всех учебных заведениях, подготавливающих моряков, включая все учебные программы.

В Госфлотинспекции мне было поручено организовать работу по выполнению требований ПДНВ 78 и Кодекса ПДНВ 95. В группу по подготовке материалов входили опытные специалисты - капитан дальнего плавания Тихоход В. А., механик 1-го разряда, механик-наставник В. Поляков, бывший начальник радиоцентра ЧМП В. Д. Качан, начальник отдела информационного центра ЧМП, автор многих разработок программного обеспечения ЧМП инженер-программист Светлана Сергеевна Кузнецова. Света Кузнецова создала первый электронный Государственный реестр документов моряков Украины при Госфлотинспекции и в дипломно-паспортных отделах (ДПО) капитанов портов. Отдел проводил специальные семинары с капитанами портов и начальниками ДПО портов по вопросам выдачи, регистрации и учета дипломов в соответствии с требованиями ПДНВ 78.

В связи с принятием Украиной международной Конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахты было необходимо создать Государственную квалификационную комиссию по дипломированию командного состава судов (ГКК). Ранее эта работа выполнялась службой безопасности мореплавания Черноморского пароходства. Но ЧМП было хозяйственным предприятием и не имело права выполнять государственные функции. Та же ситуация сложилась с Государственным морским спасательно--координационным центром — ГМСКЦ.

Первоначально это встретило противодействие со стороны капитанов-наставников Службы безопасности мореплавания ЧМП, но поскольку все, кто работал в этих подразделениях ЧМП, получили приглашение на работу в Государственную квалификационную комиссию и в ГМСКЦ, то проблема была снята. Первоначально председателем Государственной квалификационной комиссии был назначен я, но Киев указал, что возглавлять комиссию должен начальник Госфлотинспекции, и меня на этой должности сменил Л. П. Чайковский, оставив меня заместителем председателя ГКК.

Приказом Министерства транспорта Украины в 1998 году было создано Агентство по контролю подготовки и дипломирования моряков. Агентство возглавил 1-й проректор ОВИМУ профессор Виталий Константинович. Голубев. К работе в Агентстве были привлечены опытные моряки и специалисты морского транспорта.

С Голубевым, еще при моей работе в Новороссийском пароходстве, меня познакомил капитан танкера «Галилео Галилей» Владимир Мастепаненко. На танкере Виталий Константинович  работал в должности электромеханика, а затем в должности 1-го помощника капитана.

Агентство работало в прямом контакте с Госфлотинспекцией. Впоследствии Агентство было преобразовано в Инспекцию по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ) и функции Государственной квалификационной комиссии по дипломированию командного состава судов, были переданы ИПДМ.

Учитывая специфику собираемого материала и громадный объем работы по подготовке материала о системе подготовки и дипломирования моряков, была создана рабочая группа, в которую вошли представители Госфлотинспекции, Агентства по контролю подготовки и дипломирования моряков и Центра по подготовке и аттестации плавсостава ОГМА (ЦПАП).

В работе группы активное участие принимал директор ЦПАП профессор Пипченко А. Н., роль которого в сборе информации и подготовке документов для ИМО трудно переоценить.

В том же 1998 году вся необходимая информация о системе подготовки и дипломирования моряков была передана в ИМО. Документы, поданные в ИМО, подтвердили соответствие системы подготовки и дипломирования Украины, стандартам ИМО и Украина вошла в «Белый список» ИМО. Интересная деталь — общий вес всех подготовленных документов по системе подготовки и дипломирования составил 16 килограммов.

В соответствии с требованиями Кодекса ПДНВ, ИМО составляет список компетентных лиц для оценки информации стран — участниц Конвенции ПДНВ про функционирование национальных систем подготовки и дипломирования моряков и их стандартов качества. После представления Администрациями, список компетентных лиц утверждается Комитетом по безопасности на море. Этот список должен периодически обновляться по предложениям стран, ратифицировавших Конвенцию ПДНВ.

Документы, подаваемые государствами — членами ИМО, предварительно рассматривались специально назначенными ИМО компетентными лицами, и после их заключения направлялись для окончательного решения в рабочие группы ИМО по ПДНВ.

В обязанности компетентного лица входило рассмотрение, анализ и подготовка заключения по документам системы подготовки и дипломирования государства, которые им направляло ИМО. Эта работа требовала большого опыта, знаний. В своем докладе они должны были дать оценку и сравнение данных, указанных в отчете государства — члена ИМО, с соответствующими требованиями конвенции; оценку информации по пункту 3 Правила 1/8 «Стандарты качества» — это доклад о независимой оценке; и оценку любой дополнительной информации, представленной в отчёте.

При этом независимое компетентное лицо, признанное ИМО, могло помогать составлять отчет (доклад) соответствующим должностным лицам Морской администрации своей страны и дать независимую внешнюю оценку на конфиденциальной основе по просьбе Генерального секретаря ИМО отчетам (докладам) как других стран, так и своей собственной страны.

Мною были представлены кандидатуры для этого списка: капитан дальнего плавания профессор ОГМА Л. А. Козырь, капитан дальнего плавания начальник Госфлотинспекции Украины Л. П. Чайковский, механик первого разряда профессор ОГМА А. Н. Пипченко, капитан дальнего плавания президент Ассоциации морских капитанов Одессы А. Д. Лапин, механик 1-го разряда Кобяков. Эти специалисты были предложены Госфлотинспекцией в ИМО и подтверждены компетентными лицами ИМО от Украины.

В должности заместителя начальника и главного штурмана Госфлотинспекции мне пришлось  принимать непосредственное участие в разработке, рецензировании многих нормативно-правовых документов, связанных с развитием и укреплением безопасности мореплавания, применения Конвенций СОЛАС-74, ПДНВ-78/95, Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), внедрения Систем управления безопасностью на судах и в Компаниях. Несколько раз принимал участие в  работе  Комитета по безопасности на море ИМО в составе делегации  Украины. Эти командировки в Лондон дали возможность ознакомиться не только с работой ИМО, но и с достопримечательностями Лондона.

Работая в Государственной инспекции по безопасности судоходства Украины, я занимался созданием системы контроля Государства порта (КГП) за соблюдением требований международных конвенций по вопросам безопасности судоходства.

В этот период работы я был награжден Почетными грамотами Министерства транспорта Украины, знаком «Почетный работник транспорта Украины».

ГСК «Укршип»

В  апреле 1997 года меня пригласили на работу в Государственную судоходную компанию «Украинское морское пароходство» (ГСК Укршип) на должность вице-президента, директора по безопасности мореплавания и стандартам качества. В мои обязанности входило создать и внедрить систему качества (QS), провести сертификацию ГСК Укршип и судов на соответствие Международному Кодексу управления безопасностью (МКУБ) и стандартам Системы качества (QS). 

Президентом ГСК УМП (Укршип) был капитан Савицкий А.Л., техническим директором опытный старший механик Голиков А.А., коммерческим директором Хруцкий В.В.  В составе Укршип было 8 судов, 4 балкера типа «Зоя Космодемьянская» и 4 сухогруза типа «Славянск». Работа была сложная и интересная, нужно было подготовить весь персонал «Укршип» к внедрению и работе этой системы. Для отработки системы управления безопасности (СУБ) на судне я вышел в рейс на балкере «Изгутты Айтыков» с последующей постановкой в ремонт в Шанхае. Ремонт длился два месяца, но уже через месяц, убедившись, что СУБ работает эффективно, я улетел из Шанхая в Пекин, Пробыв там три дня, я вылетел в Одессу с  пересадкой во Франкфурте-на-Майне.

При пересадке в Германии мне пришлось ожидать самолет на Одессу в аэропорту, всю ночь до утра. В 10 вечера началась уборка, гудели мощные пылесосы, моечные машины и гуляли сквозняки. Все бары, магазины, кафе в аэропорту были закрыты, и найти чашку горячего чая или кофе было проблемой. До утра пришлось кантоваться на жестких креслах, переходя из одного зала в другой. Я нашел полицейский участок, и высказал им свои претензии. Они поинтересовались кто я такой, и потом предложили кружку кофе. Только утром до посадки в самолет удалось выпить еще одну чашку кофе. Нас посадили в самолет, дали команду пристегнуть ремни, но вылет откладывался. После получасового пребывания в холодном самолете, пассажиров вывели и пересадили на другой самолет. Как нам объяснили, в связи с неисправностью первого самолета. На этих сквозняках в аэропорту и в самолете я сильно простыл.

Еще в 1980 году я бросил курить, врачи определили «хронический бронхит курильщика с астматическим компонентом». И года через два я впервые ощутил свою болезнь — астму. Ежегодно два раза в год я проходил курс лечения в пульмонологическом (аллергологическом) отделении больницы. Сначала в больнице водников, потом больнице на Троицкой. Но астма не отступала, и приступы возникали довольно часто.

Мы с Аллой несколько раз  были в гостях у нашей подруги Зои Макаровой, живущей в Иерусалиме. Всего в Израиле я был 6 раз. Дважды был на Пасху в храме Гроба Господня, где наблюдал сошествие Святого огня. Благодаря Зое Макаровой, в экскурсиях я объездил  весь Израиль, побывал на севере и юге, посетил все святые для христиан места.

Зоя посоветовала лечение астмы на Мертвом море в Израиле. Как писалось в рекламе «…экологически чистый воздух в районе Мертвого моря и в Араде, образующийся в результате смешения воздушных потоков со стороны пустыни Негев и Мертвого Моря, насыщенный легкими ионами брома, йода, богатый кислородом и озоном - превосходная основа для лечения бронхиальной астмы и других заболеваний бронхо-легочной системы».

Арад- небольшой чистый, уютный город на юге Израиля расположен в пустыне,  в 25 километрах   от Мёртвого моря, на высоте 640 метров над уровнем океана.  Уровень воды в Мёртвом море на 427 м ниже уровня моря, это  самое низкое место поверхности Земли.  Дороги, от Арада до Мертвого моря это горный серпантин, который считается одной из самых опасных дорог в стране. В населении Арада преобладают выходцы из Советского Союза. Среди них много ленинградцев. По рассказам местных жителей, в Араде начали покупать квартиры немцы, которые ежегодно  приезжают для  лечения астмы, псориаза.

На Мертвом море я был  четыре раза. Три раза в Араде я снимал комнату у бывших одесситов, и один раз Зоя помогла устроиться в гостинице Тсел Харим. Это один из самых дешевых отелей, расположенный прямо на берегу Мертвого моря. Номер удобный чистый, достаточно комфортабелен, если не предъявлять особых претензий, питание приемлемо.

Пребывание на чистейшем воздухе, насыщенном солями Мертвого моря давало свои результаты. После Мертвого моря, практически полгода у меня не было приступов астмы.

Но, ночное ожидание в аэропорту Франкфурте-на Майне дало о себе знать. Уже в полете я начал ощущать первые признаки простуды. Вечером дома  у меня развился жесточайший приступ астмы. Первая скорая помощь не могла купировать приступ, и врачи вызвала реанимационную. Но и она не могла мне помочь. Алла позвонила ночью нашему приятелю врачу Виталию Андреевичу Черняку, он приехал, отпустил скорые и до 4 утра возился со мной, уколы внутривенно, внутримышечно, ножные горячие ванны, и к 5 часам утра он снял приступ и я начал дышать,. Потом он сказал Алле, что у меня был «статус астматикус», что в переводе на простой доступный язык означает, что я был на грани жизни и смерти.

Госфлотинспекция Украины

После выполнения работы в «Укршип», в марте 1999 года, я был назначен заместителем начальника Государственной инспекции по безопасности судоходства Украины.
Все эти годы, я  занимаясь вопросами по безопасности мореплавания, я публиковал статьи в газетах и журналах, выступал с лекциями в морских учебных заведениях, на семинарах по вопросам безопасности судоходства.

Решением ученого совета Одесской государственной морской академии от 29.04.1999 г. мне присвоено звание доцента ОГМА.

Для того чтобы не отставать от современных требований по вопросам безопасности мореплавания и поддерживать знания на уровне современности, я окончил курсы по применению 9 международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ -ISM Code) при BUREAU VERITAS; — курсы по применению Конвенции ПДНВ 78 (STCW 78) и МКУБ (ISM Code) при BUREAU VERITAS;— курсы по подготовке аудиторов Систем управления безопасностью судоходных компаний  (SMS Company’s Internal Auditor) при Российском морском Регистре судоходства. В 1997 г. после прохождения курсов при Классификационном обществе Bureau Veritas (Франция), я получил сертификат «Офицера Компании по охране» — (Company Security Officer). При Российском морском Регистре судоходства прошел подготовку по модельному курсу ИМО — «Лицо командного состава, ответственное за охрану судна» (Ship Security Officer — SSO).

В 2001 году мне было поручено организовать систему государственного контроля судов  в портах Украины (Контроль Государства порта- КГП-Port State Control), в соответствии с требованиями ИМО. До того времени эти функции исполнялись инспекциями портового надзора — подразделениями порта (хозяйственного предприятия). В Госфлотинспекции был создан отдел КГП, подобраны сотрудники, созданы программы и организованы курсы подготовки инспекторов КГП.

Большую работу выполнила С. С. Кузнецова, создавшая программное обеспечение по учету заходов судов в порты Украины и проверок этих судов отделом контроля государства порта. Были подготовлены и изданы «Рекомендации по применению процедур контроля государства порта».

Решением ученого совета Института последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины (ИПО ВТ) в феврале 2002 г. мне было присвоено звание почетного профессора.

В апреле 2003 г. отдел контроля государства порта вместе со вновь назначенным начальником Государственной морской инспекции по безопасности судоходства Репетей Владимиром Дмитриевичем организовывал проведение 4-го заседания комитета Черноморского меморандума в Одессе.

В этом же году я был избран индивидуальным членом Международной Федерации Ассоциаций морских капитанов — International Federation of Shipmasters’ Association (IFSMA).

2003 год стал для меня годом перемен, мне исполнилось 70 лет. В Госфлотинспекции мне дали понять, что пора  уйти на заслуженный отдых, на что я сразу подал заявление на увольнение. Жена поддержала мое решение.

Встречи, люди

Все мои друзья по училищу после окончания училища и женитьбы разошлись «по городам и весям», Володя Полозов осел в Херсоне, Рома Рамишвили в Москве, Володя Рева в Керчи, Володя Синельников в Новороссийске. Встречи с ними были чрезвычайно редкими, случайными. Оставался только самый близкий друг Виля Павлов.  Когда он бывал в Одессе, он всегда останавливался у нас. Дружба продолжалась до аварии с «Нефтегорском». В 1962 году мы разошлись с женой, и она ушла к Павлову.

После развода и создания новой семьи у меня возник новый круг знакомых, это друзья Аллы по строительному институту, где она преподавала английский, Игорь и Люба Еременок. Игорь однажды пригласил на один из вечеров в строительном институте Петра Тодоровского. Тодоровский рассказывал о съемках фильмов, играл на гитаре и пел. Там состоялось наше знакомство.

Очень близким нам  человеком была Зоя Макарова (Нечаенко), 2-й режиссер  Одесской киностудии.  Зойка была добрейшим бескорыстным человеком. Зоя работала с такими режиссерами как Тодоровский, Муратова, Виктюк, Шиловский. Она всегда устраивала посиделки у себя дома для киногруппы, или приводила к нам в гости режиссеров, актеров, с которыми впоследствии завязывалась дружба. Зоя дружила с Мирой Тодоровской еще со студенческих времен и через нее у нас сложились хорошие отношения с семьей Тодоровских.  Мой 40-й день рождения мы вместе с Мирой и Петей Тодоровскими отмечали в Доме кино в Москве. Позднее Зоя уехала в Израиль, и встречи с ней стали очень редкими.

После перехода Аллы на работу концертмейстером в консерваторию появились новые друзья Милочка и Женя Ивановы. Евгений Иванов великолепный певец-бас, профессор консерватории, Милочка (Людмила Ильинична), его жена, ведущий концертмейстер- талантливые педагоги. Они подготовили для конкурса имени Чайковского ряд певцов, получивших мировую известность. Это Иван Пономаренко, Людмила Шемчук, Паата Бурчуладзе, Марина Гулегина и ряд других. Милочка считала Аллу талисманом, так как в ее присутствии на конкурсе обязательно была победа одесситов — первое место. Ученики  профессора Иванова поют на самых известных оперных сценах мира.

Центром компании Милочки и Жени была очень красивая, яркая женщина Белла Штейн или, как ее называл Женя, — «Белла-солнце». Она действительно сверкала, своей энергией, жизнерадостностью она заражала всех окружающих, притом она обладала  очень твердым, решительным характером. При всех ударах судьбы она не теряла своего характера, держала эти удары с улыбкой.

В 1963 году Аллу пригласили провести  занятия по английскому языку с группой врачей, которые направлялись на работу  заграницу. Появились  друзья среди врачей. Близкой подругой Алисы стала Алла Борисовна Теркулова. Алла Теркулова заведовала отделением в инфекционной больнице на Пастера. Она считалась одним из лучших диагностиков в Одессе. К ее помощи, совету обращались даже профессура, опытные врачи. Муж Аллы Мурат Теркулов был главным механиком на  китобазе «Советская Украина». Иногда в рейсах в Антарктику я пользовался его помощью, для решения проблемных вопросов с китобазой.

Алла очень дружила с Нюсей (Анной) Альтман - талантливой пианисткой, постоянной участницей всех театральных капустников в Доме актера и вечеров в Доме ученых в Одессе. В доме у Нюси мы познакомились с Зиновием Гердтом (Зямой), который уговаривал меня бросить курить. Он говорил, что это очень легко и что он уже бросал  много раз.

Близкими друзьями были Неля Харченко и ее муж Шурик Лидерман. Неля работала диктором на Одесской телестудии, Шурик там же — телеоператором. Алла дружила с Нелей еще со школьных времен. И как говорил их сын Олег  «мы  уже не просто друзья, мы почти родственники».

Жизнь сделала нам еще один подарок — подарила дружбу с семьей Качур-Пахомовых, прекрасных, добрых, образованных, интеллигентных людей. Глава семьи Михаил Качур, участник Великой отечественной войны, всю войну прошел в разведроте, неоднократно был ранен. Его жена Тамара Пахомова дружила с Аллой еще с детства. Тамара много лет преподавала на юрфаке университета. Елена, их дочь, совершенно очаровательная женщина с рыжими волосами и эмоциональной натурой, общая любимица, всегда была в окружении подруг, друзей, в центре любой компании. Несмотря на разницу в возрасте Лена очень сдружилась с Аллой, переняв эстафету от матери.

Мужем Лены в то время был Сережа Черепанов, сын Лиды и Бориса Черепановых. Борис Черепанов был моим давним знакомым по Констанце. Наше знакомство мы продолжили, когда он  вернулся в Одессу после работы представителем ЧМП в Сингапуре, а затем в Риме, Борис был, талантливым руководителем и очень скромным порядочным человеком. Лида, его жена приветливая интеллигентная  женщина воспитала двух сыновей Сережу и Виталика, которые ушли в бизнес, следуя пути отца. С Лидой и Борисом у нас сложились очень хорошие дружеские отношения, но, к сожалению, Борис рано ушел от жизни.

Среди друзей были музыканты, художники, журналисты, юристы и просто очень хорошие люди, которые тяготели к нам, а мы к ним. В доме всегда было полно людей. Московские и ленинградские, тбилисские друзья присылали к нам в Одессу своих друзей, которым мы всегда были рады.

Так в нашем доме появился Аркадий Бенедиктович (Бейнусович) Мигдал, один из ведущих физиков-теоретиков СССР. специалист в области ядерной физики. В Одессе в университете проходила конференция, в которой участвовал родственник Аллы (муж двоюродной сестры) Рубен Сейсян. Он привел к нам в дом и познакомил нас со своим научным руководителем академиком Аркадием Бенедиктовичем Мигдал.  Мы подружились, бывали у него в гостях в Москве, принимали в Одессе. Аркадий Бенедиктович подарил нам свою книгу «Поиски истины» с очень добрыми пожеланиями. Мигдал, был яркой личностью во всех её проявлениях и несмотря на все свои высокие звания, очень простым доступным человеком. Ему очень нравилась Одесса. Первый приезд в Одессу, в июне 1986 года, он взял с собой счетчик Гейгера, и когда мы были на Привозе, он обязательно проверял все покупаемые овощи и фрукты на радиоактивное загрязнение.

 Особо близкой подругой Аллы в Москве была Медея Шкурко (Месхи), из старинного грузинского княжеского рода. Это был потрясающе добрый, отзывчивый, громадной души человек. Когда у меня была возможность выйти в рейс, а Алла еще требовала внимания, она оставалась с ней в Одессе на три-четыре месяца. В наши наезды в Москву, мы всегда останавливались у нее. Это был хлебосольный с грузинским гостеприимством дом, где можно было встретить самых разнообразных людей, «всю Москву». В доме у Медеи я познакомился с Анатолием Лазаревичем Колодкиным доктором юридических наук, специалистом в области морского права. Встречи и беседы с ним выявили мои далеко не полные знания по морскому праву, подтолкнули меня к более тесному знакомству с деятельностью Международной морской организации, морскими конвенциями.

С Грузией у нас завязались особые отношения. У Аллы была язва 12-перстной кишки, и врачи настоятельно рекомендовали пролечиться в Боржоми, но достать туда путевку в санаторий, не только профсоюзную, но с полной оплатой, — в то время было просто невозможно. И как говорили вожди, «мы пошли иным путем».

Однажды в туристической поездке в Болгарию, мы познакомились с Валентиной Андгуладзе. Муж Вали, Зураб Андгуладзе был капитаном на судах Азовского пароходства. Оказалось, что Алла и  Валя родились в один день (20 октября 1932 г.). Мы подружились. Зураб имел громадную родню в Тбилиси, с большими связями в самых разных кругах. Так, один его брат работал в прокуратуре Тбилиси, другой брат искусствовед был женат на дочери замминистра мясомолочной промышленности Грузии. Двоюродный брат Нодар Андгуладзе —певец, народный артист Грузии.

При таких связях Вале Андгуладзе вместе с Аллой без особых проблем сделали путевки в Боржоми-Ликани, в санаторий 4-го управления Минздрава СССР. В санатории Алла быстро завязала контакты. Помогло то, что в санаторий прибыло медицинское оборудование, но все описание, сопровождающие бумаги были на английском языке. Главврач санатория, узнав, что Алла преподаватель английского языка, обратился к ней за помощью, перевести их. Аллу выручило то, что она дважды преподавала английский язык группам врачей, выезжающих на работу за границу, и была знакома с медицинской терминологией. Весь срок в санатории — 20 дней она просидела за переводом и в конце пребывания вручила его главврачу. Как истинный грузин, он очень благодарил Аллу за помощь и спросил: «Какие просьбы будут у нее? Он клянется, выполнит любую». Алла скромно ответила: «путевку в этот санаторий каждый год». Конечно, стоимость путевки за ее счет. И он сдержал клятву. В свою очередь через санаторий завязалось множество связей, у Аллы появились новые подруги из Тбилиси.

Наши близкие  друзья Кето Андгуладзе и ее дочь Софико приглашали нас в Тбилиси, летом на море в Кобулети, где у них был родовой дом. Образовался большой круг друзей. Когда мы решили поехать на отдых в Гагру, то нас доставили туда с сопровождающим, для того чтобы не было никаких неожиданностей при поселении в санаторий. Также мы отдыхали на Пицунде.

Грузия очень красива, не только природой, но прежде всего яркими, талантливыми, щедрыми людьми. Благодаря таким людям мы познакомились с Грузией, посетили знаменитый храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), Свети-Цховели, пещерный город Вардзия и многие другие места. Нам удалось познакомиться с древним искусством Грузии, в Тбилиси попасть на спектакли Театра марионеток Резо Габриадзе.

Мы очень дружили с Паата Бурчуладзе - учеником Евгения Иванова, талантливым певецом, выступавшим на всех известных сценах мира. Знаменитый дирижер Герберт фон Караян называл Паату  вторым Шаляпиным. Паата показал нам очень много красивых мест в Грузии
Почти каждый год мы получали радость от общения с этими людьми, их гостеприимства, застолья с грузинским пением.

Ламара Гагуа – близкая подруга Аллы, искусствовед, кандидат наук добрая милая обаятельная женщина, она подготовила и издала «Книгу воспоминаний - статьи - из переписки - современники о художнике». Это книга об известном художнике Грузии Ладо Гудиашвили. Ламара была очень близким человеком в доме Ладо и ввела нас в этот дом. В громадном зале его дома можно было увидеть портреты, пейзажи, исторические картины, аллегорические, мифологические и лирические работы. Каждый наш приезд в Грузию, посещение дома Гудиашвили было для нас праздником. Мы познакомились с семьей Ладо, женой Ниной, дочкой Чукой, внучкой Анано. Ладо подарил нам два рисунка цветным карандашом: портрет дочери (Чуки), портрет Ламары и рисунок тушью - иллюстрации к «Витязу в тигровой шкуре».

Известность Гудиашвили получил еще в Париже, где он прожил шесть лет (с 1919 по 1925 годы), часто выставляя свои работы. Ладо Гудиашвили состоял в «Союзе художников» и был в дружеских отношениях с такими признанными мастерами, как Пабло Пикассо, Амадео Модильяни. 

В 1925 году в Париже о Гудиашвили вышла монография известного во Франции искусствоведа Мориса с весьма примечательным заглавием “Sans Pareil” (“Несравненный”), где он пишет: «…одно из главных достоинств Гудиашвили состоит в неизменной верности национальному чувству, бесконечной верности, озаряющей каждую страницу его творчества, верности, признанной вечно дорожить самой дорогой на свете традицией. По картинам Гудиашвили вы полюбите Грузию…». Несмотря на несомненный для иностранца успех, Ладо Гудиашвили с трудом переносил жизнь вдали от Грузии и в 1925 году вернулся в Тбилиси. В 1945 году он расписал алтарь церкви Кашвети в Тбилиси. За это был исключён из ВКП(б) и уволен с работы из Художественной академии в Тбилиси. Как рассказывают, в 1972 один из  крупных правительственных чиновников Франции при посещении Грузии, поинтерсовался у первого секретаря ЦК КП Грузии Шевардна;дзе судьбой известного во Франции художника Гудиашвили. И только после этого Ладо получил достойное признание на родине, получив звание народного художника. Ладо Гудиашвили умер в июле 1980 года в возрасте 84 лет. Студенты  Художественной академии в знак глубокого уважения на руках подняли гроб с телом Ладо на Мтацминда, где он был погребен. В Тбилиси в доме где он жил и творил открыт дом-музей Ладо Гудиашвили.

Были интересные встречи с Тамрико Гвердцители. В 70-х годах  Тамрико в составе детского эстрадного ансамбля «Мзиури», была в рейсе на теплоходе «Грузия». В этом же рейсе были мы с женой. Выступление девочек было потрясающим, особенно поразил глубокий особого звучания голос маленькой худенькой девочки - Тамрико. Я решил угостить девочек мороженым, за что получил страшный нагоняй от руководителя ансамбля и  родителей девочек. Мороженое могло повлиять на их голоса, и я был бы виновником срыва следующего концерта. Мы познакомились с Тамрико и ее мамой Инной бывшей одесситкой, вручили мою визитку и пригласили бывать у нас в Одессе.

В 1991 году в Одессе Всеволод Шиловский снимал  фильм «Блуждающие звёзды». В группе работала и снималась Зоя Макарова. Для участия в фильме Шиловский  хотел пригласить Софико Чиаурели, а на главную роль певицы Рейзл предполагали  Тамрико. Для приглашения, Зоя вместе с Аллой выехала в Тбилиси. Тамрико вспомнила вояж на «Грузии», Аллу, достала мою старую пожелтевшую визитку, подарила свою фотографию с очень теплой надписью. К сожалению, она не смогла принять участие в съемках этого фильма.

Софико Чиаурели во время съемок фильма была частым гостем в нашем доме.

Однажды старый Новый год мы встречали у нас дома. Как раз в Одессе проходили концерты Тамрико, мы пригласили ее к нам. Весь вечер Тамрико, Нюся Альтман и Алла поочередно и в четыре руки разбивали пианино, пели одесские, грузинские, итальянские, английские песни.

Если мне везло, и я был на берегу, то Новый год мы встречали в Доме ученых на Сабанеевом мосту, старый Новый год  (13 января) обычно в Доме актера (во дворе филармонии). Компании различались, в Доме ученых  самая разнообразная публика, в Доме актера – актеры, музыканты, творческий народ и к ним «примкнувшие». Там  возникали новые знакомства, появлялись новые друзья.

В  2010 году мы простились с замечательным человеком Марком Ефимовичем Черкесом, профессором Одесской юридической академии. С семьей Черкес Марком  Ефимовичем и его женой Валентиной мы постоянно встречались у них в доме. на концертах в филармонии, в гостях у наших общих друзей Качур-Пахомовых, Марк Ефимович Черкес был очень дружелюбным, тонким, энциклопедически образованным человеком, настоящим интеллегентом по духу, образованию.

К сожалению, многие ушли из жизни. многие разъехались по разным странам, Америка, Германия, Израиль, даже Австралия.

Особенно это стало заметно при посещении концертов в филармонии. При моей работе на берегу, мы с Аллой не пропускали концерты приезжающих исполнителей, симфонические концерты. Если раньше мы не успевали раскланиваться с друзьями, с знакомыми, то в последние годы, в концерте можно было встретить знакомых от силы 5-6 человек. И как писал Юрий Левитанский

«Все уже круг друзей.

Все уже круг знакомых лиц

И дружественных рук.

Все шире круг потерь……...»

Одесская национальная морская академия — ОНМА

Заведующий кафедрой «Безопасность и охрана на море» ОНМА, Владимир Георгиевич Торский пригласил меня на работу на кафедре для чтения лекций по вопросам безопасности мореплавания, и с сентября 2003 года я доцент на этой кафедре Одесской национальной морской академии — ОНМА.

На кафедре сложился хороший творческий коллектив. «Старейшина» кафедры Валерий Павлович Топалов, прошел большой путь от курсанта ОВИМУ до профессора. Большим уважением пользовался на кафедре и в Академии Александр Александрович Кобыляцкий, человек энциклопедических знаний, свободно владевший двумя языками — английским и немецким, имеющий два диплома о высшем образовании — Иняз и ОИИМФ. К глубокому сожалению Александр Александрович Кобыляцкий  рано ушел из жизни.

На кафедре работали несколько капитанов дальнего плавания, имеющих практический опыт командования судами. Женская часть кафедры — это все жены моряков, знакомые с морской работой и жизнью непонаслышке.

Мне было поручено читать дисциплины «Управление безопасностью судна», «Управление безопасностью в судоходстве», и «Организация и нормативное обеспечение охраны| судна». По этим дисциплинам мною были подготовлены и изданы ряд книг - учебных пособий, методички для практической  работы курсантов

В течение нескольких лет я участвовал в работе Государственной экзаменационной комиссии ОНМА.

В июне 2004 года я был избран членом-корреспондентом Транспортной Академии Украины. В 2007 году избран вице-президентом Ассоциации морского права Украины.

На протяжении всей работы в должности капитана мне пришлось сталкиваться с различными людьми в экипаже, с различными ситуациями. Приходилось искать какие-то пути для создания атмосферы доверия в экипаже, для создания единого сплоченного коллектива. Начинать приходилось в первую очередь с себя.

В 1967 году, в одном из рейсов, я составил «Свод правил поведения для капитана судна» и пытался по мере возможности придерживаться этих правил.

1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Будь справедлив.

2. Не суетись, будь последователен в своих решениях.

3. Если твое распоряжение оказалось ошибочным, признай свою ошибку.

4. Имей бесконечное терпение.

5. Не делай замечаний подчиненным в присутствии третьего лица.

6. Хвали в присутствии других, замечания наедине.

7. Всегда благодари подчиненных за работу. Всякое положительное деяние должно повлечь за собой похвалу (хотя бы словесную), равно как и всякое отрицательное — наказание.

8. Кнут и пряник — древняя политика, пряников должно быть больше.

9. Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они ничего не дают непосредственно.

10. Ничего не делай сам из того, что могут сделать подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.

11. Выбор и обучение подчиненного — всегда более благородная задача, чем выполнение дела самим.

12. Не бойся, если подчиненные способнее тебя, гордись ими.

13. Никогда не испытывай своей власти до тех пор, пока все остальные средства не были использованы, но и в этом случае не применяй ее в максимальной степени.

14. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу действий, это повышает ответственность.

15. Не спорь по мелочам, мелочи затрудняют работу, отвлекают от главного.

16. Во избежание недоразумений, при необходимости давай распоряжение в письменном виде.

17. Будь всегда точен и пунктуален, всегда имей опрятный вид — с тебя берут пример, подражают подчиненные. Лучший метод воспитания — личный пример.

18. Лучший принцип работы — «Сказано — сделано».

19. Помни, что твое плохое настроение может передаваться другим и отрицательно скажется на работе.

20. Хамство должно быть наказуемо с максимальной строгостью.

21. Искусство руководителя состоит не в том, чтобы отдавать распоряжения и приказания, а в том, чтобы помогать подчиненным развивать свою инициативу.

22. Руководить — это значит заранее предвидеть.

23. Никогда не осуждай предшественника — можешь оказаться в его положении.

24. Не торопись с окончательным решением, если оно не требует крайней срочности (напиши распоряжение, приказ, РДО (радиограмму), покажи СТПК, СТМ, отложи до утра, утром проверь написанное).

25. Помни пословицу — «Нельзя быть таким сладким, чтобы тебя проглотили, но нельзя быть таким горьким, чтобы тебя выплюнули» (Китай).

26. Старайся запомнить имена подчиненных (и семьи), знать их заботы, дни рождения. При случае — спроси, поздравь.

27. В спорных ситуациях поставь себя на место подчиненного, представь твою возможную реакцию, поведение.

28. Помни — Улыбайся, и мир будет улыбаться тебе. (Д. Карнеги)

29. Помни: злость, раздражение — плохой советчик, не принимай решение сразу.

30. Помни: если не выметать сор из избы, в избе будет вонять.

31. Помни: если не можешь управлять собой — не сможешь руководить другими.

Памятка эта была у меня на письменном столе под стеклом, и я был очень рад, что капитаны, подменявшие меня на «Чебоксарах», копировали ее для себя. Работая на берегу, я также старался следовать этим правилам.

У Киплинга есть стихотворение, которое произвело на меня особое впечатление, это «If» («Если») в переводе Маршака. Второй след оставила песня «My Way», стихи Поля Анка. Смысл этих двух стихотворений — всегда, везде и во всем идти своим путем и оставаться самим собою. Здесь я рассказал о выбранном мною пути, моей дороге по жизни. Я всегда был собою, и это был мой путь.

R. Kipling

If

If you can keep your head when all about you

Are losing theirs and blaming it on you,

If you can trust yourself when all men doubt you

But make allowance for their doubting too;

If you can wait and not be tired by waiting,

Or being lied about, don’t deal in lies,

Or being hated, don’t give way to hating,

And yet don’t look too good, nor talk too wise:

If you can dream — and not make dreams your master;

If you can think — and not make thoughts your aim;

If you can meet with Triumph and Disaster

And treat those two impostors just the same;

If you can bear to hear the truth you’ve spoken Twisted by knaves to make a trap for fools, Or watch the things you gave your life to, broken, And stoop and build’em up with worn-out tools:

If you can make one heap of all your winnings And risk it on one turn of pitch-and-toss, And lose, and start again at your beginnings And never breathe a word about your loss;

Р. Киплинг (Перевод С. Маршака)

Если….

О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг,

И если ты остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назо вешь,

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в ненастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова

Без прежних сил — возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

 

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Except the Will which says to them: «Hold on!»

If you can talk with crowds and keep your virtue,

Or walk with Kings — nor lose the common touch,

If neither foes nor loving friends can hurt you,

If all men count with you, but none

If you can fill the unforgiving minute

With sixty seconds’ worth of distance run,

Yours is the Earth and everything that’s in it,

And — which is more — you’ll be a Man, my son!

 

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит «Держись!»

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег,

Земля — твое, мой мальчик, достоянье,

И более того, ты — Человек!

 

MY WAY

Мой путь

Текст Поля Анка Перевод В. В. Осипова

And now, the end is near,

And so I face the final curtain.

My friends, I’ll say it clear;

I’ll state my case of which

I’m certain.

I’ve lived a life that’s full,

I’ve travelled each and every highway.

And more, much more  than this, 

I did it my way.

Regrets? I’ve had a few,

But then again, too few to mention.

I did what I had to do

And saw it through without exemption.

I planned each charted course

Each careful step along the byway,

And more, much more than this,

I did it my way.

Yes, there were times, I’m sure you knew,

When I bit off more than  I could chew,

But through it all, when there was doubt,

I ate it up and spit it out.

I faced it all  and I stood tall

And did it my way.

 

Сейчас, в конце пути,

Когда так близок час прощанья,

Всем вам, друзья мои,

Откроюсь я  Без колебанья.

Я жизнь испил до дна,

Я всё изведал в ней,  не скрою,

Но что куда важней,

Я был собою.

За спесь страдал подчас,

Но сожалел никак  не много.

Сполна и не ропща,

Платил по всем счетам  от Бога.

Я мог в обход дорог

Пойти один шальной стезёю,

И в этом, видит Бог,

Я был собою...

Да, это так, горазд был я

Брать слишком много на себя,

Но и тогда я не хандрил

И нёс свой крест по мере сил,

Не пасовал, удар держал

И был собою.

 

I’ve loved, I’ve laughed and cried,

 

I’ve had my fill — my share of losing.

But now, as tears subside,

I find it all so amusing.

For what is a man? What has he got?

If not himself — Then he has naught.

To say the things he truly feels

And not the words  of one who kneels.

The record shows I took the blows

And did it my way.

Yes, it was my way.

 

Я знал восторг и боль,

Сейчас, в конце пути,

Когда так близок час прощанья,

Всем вам, друзья мои,

Откроюсь я  Без колебанья.

Я жизнь испил до дна,

Я всё изведал в ней,  не скрою,

Но что куда важней,

Я был собою.

За спесь страдал подчас,

Но сожалел никак  не много.

Сполна и не ропща,

Платил по всем счетам  от Бога.

Я мог в обход дорог

Пойти один шальной стезёю,

И в этом, видит Бог,

Я был собою...

Да, это так, горазд был я

Брать слишком много на себя,

Но и тогда я не хандрил

И нёс свой крест по мере сил,

Не пасовал, удар держал

И был собою.

 

Смеялся всласть, любил и плакал.

Пускай подстыла  кровь,

Я этих дней вдыхаю ладан.

У нас, мужчин, один удел,

Собою быть, или ничем,

Дерзать и правду говорить,

Не гнуть колени, не скулить.

Я в жизни снёс немало гроз

И был собою.

Да, я был собою.

И  заканчивая, мне хочеться привести стихи английского поэта Алджернон Чарлз Суинберна

Algernon Charles Swinburne Перевод Р.Облонской

From too much love of  living,

From hope and fear set free,

We thank , with brief thanksgiving,

Whatever Gods may be,

That no life lives for ever,

That dead men rise up never,

That even the weariest river

Winds somewhere safe to sea....

 

Надежды и тревоги

Прошли, как облака,

Благодарим вас, боги,

Что жить нам не века.

Что ночь за днем настанет,

Что мертвый не восстанет,

Дойдет и в море канет

Усталая река

СПРАВКА - (CV)

1. Фамилия, имя, отчество: ПОЗОЛОТИН Леонард Арсеньевич

2. Должность и место работы, службы: Доцент кафедры «Безопасность и охрана на море» (БиОМ) Одесской национальной      морской академии (ОНМА).

3. Число, месяц, год и место рождения: 06 апреля 1933 г., г. Киров, Россия.

4. Национальность: русский.

5. Гражданство: Украина.

6. Образование:
— Херсонское мореходное училище — Диплом В № 4997371954, 27 июля 1954 г., техник-судоводитель;

— Одесский институт инженеров морского флота, Диплом А-II № 047796, 19 декабря 1974 г. — инженер-эксплуатационник водного транспорта;

7. Повышение квалификации:

— курсы по применению МКУБ (ISM Code) при BUREAU VERITAS. Одесса, 1995 г.

— курсы по применению Конвенции ПДНВ 78 (STCW 78) и МКУБ (ISM Code) при BUREAU VERITAS. Одесса, 1997 г.

— курсы по подготовке аудиторов Систем управления безопасностью судоходных компаний (SMS Company’s Internal Auditor) при Российском морском Регистре судоходства. Сертификат № ВА.0008.180 от 26.12. 1997 г. Одесса

— курсы Офицеров Компании по охране — Company Security officer при BUREAU VERITAS Certificate №UA/03/012, 23 July 2003 г. Одесса.

— курсы — Лицо командного состава, ответственное за охрану судна- Ship Security Officer при Российском морском Регистре     судоходства. Свидетельство SSO. 0420.180, 18.08.2004 г. Одесса.

—Государственная аттестация как члена Государственной квалификационной комиссии Украины. Сертификат № 0898 от 25.11. 2005 г.

— курсы по подготовке инструкторов по подготовке моряков в соответствии требованиями Конвенции ПДНВ 78 с поправками     при Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков Украины. Свидетельство №70/08 от 06.05. 2008 г. Одесса

Владение языками: (в том числе родной): Язык родной — русский, разговариваю, читаю, пишу; украинский язык — читаю, пишу со словарем; английский язык — читаю, разговариваю, пишу со словарем.

Ученая степень, ученое звание, специальное звание:

— Капитан дальнего плавания, диплом № 14793/0. Выдан Капитаном порта Одесса 29.04.1959 г.

— Капитан дальнего плавания, диплом №182/1993. Выдан Капитаном порта Одесса 01.03.1993 г при обмене диплома

— доцент Одесской государственной морской академии, Аттестат № 10 29.04.1999 г.

— почетный профессор Института последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины (ИПО ВТУ), Аттестат № 10, 01.02.2002 г. — член-корреспондент Транспортной Академии Украины, 04.06.2004 г.

— член Морского института Великобритании. Избран 01.07.1997 г. Членский билет № 9712338

— член Международной Федерации Ассоциаций капитанов (IFSMA), чл. билет № 01170 от 21.04.2004 г.

— вице-президент Ассоциации морских капитанов г. Одессы

— вице-президент Ассоциации морского права Украины г. Одессы.

Награды: медаль «Ветеран труда», в 1989 г.; знак «Почетный работник транспорта Украины», в 2001 г.

    Работа, годы:

— 1946–47 школа юнг ОВСГ ВМФ СССР.

— 1948 матрос-рулевой-сигнальщик на МБ №48 ОВСГ ЧФ ВМС СССР.

— 1949 матрос на катере (водолазном боте) Батумского морского порта.

— 1950–54 Херсонское мореходное училище ММФ, курсант.

— 1955–67 Черноморское морское пароходство (ЧМП), 4-й, 3-й, 2-й, ст. пом. капитана, капитан.

— 1968–83 Новороссийское морское пароходство (НМП) — старший пом. капитана, капитан.

— 1983–93 Одесская мореходная школа — преподаватель.

— 1993–96 Черноморское морское пароходство — капитан-наставник службы безопасности мореплавания.

— 1996–97 Государственный Департамент морского и речного транспорта Украины (ГДМРТУ)

— главный штурман и начальник государственного спасательно-координационного центра (ГСКЦ).

— 1997–99 Государственная судоходная компания «Украинское морское пароходство»

— вице-президент, директор по безопасности мореплавания.

— 1999–2003 Госфлотинспекция Украины — заместитель начальника, главный штурман Госфлотинспекции Украины, заместитель начальника инспекции контроля государства порта Госфлотинспекции Украины.

— С 01 января 1996 Центр подготовки и аттестации плавсостава ОНМА, "Институт последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины". — преподаватель по совместительству.

— С 2003 по настоящее время доцент кафедры «Безопасность и охрана на море» ОНМА.

     Опыт работы в море: танкера, навалочные суда (балкеры).

Специализация по направлениям:

Стандарты подготовки, дипломирования и несения вахты (Конвенция ПДНВ); Расследование аварий и инцидентов на море; Конвенции ИМО и МОТ; Контроль Государства порта (PSC); Системы качества; Безопасность и охрана на море. Кодексы: МКУБ (ISM Code), Кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS Code).

Общий стаж работы (по трудовой книжке) — с 1949 года. Стаж работы в ОНМА — с 1996 года.

Книги (в соавторстве)

1. Управление безопасностью судна / В. Г. Дыба, Л. А. Позолотин, В. А. Чистяков. - Одесса: Моряк, 1997. — 220 с.

2. МКУБ в вопросах и ответах / В. Г. Торский, Л. А. Позолотин. — Одесса : Астропринт, 1998. — 120 с.

3. Усталость на судне убивает / В. Г. Торский, Л. А. Позолотин — Одесса : Порты Украины, 1998. — 25 с.

4. Международные организации в сфере судоходства / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 1999. — 115 с.

5.Рекомендации по проведению эксплуатационных проверок инспекторами контроля Государства флага и Государства порта сухогрузных, пассажирских и навалочных судов / Л. С. Журавлев, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. —  Одесса : Астропринт, 2004. — 155 с.

6. Рекомендации по проведению эксплуатационных проверок инспекторами контроля Государства флага и Государства порта нефтяных танкеров, химовозов, газовозов / Л. С. Журавлев, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2004. — 150 с.

7. Конвенция СОЛАС-74 в вопросах и ответах / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский, В. И. Любченко. — Одесса : Астропринт, 2002. — 125 с.

8. Рекомендации по применению процедур контроля государства порта / Л. А. Позолотин. — Одесса : Госморинспекция Украины, 2003. — 253 с.

9. Управление безопасностью в судоходстве. Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. - Одесса: Астропринт, 2005. — 152 с.

10. Морские конвенции и Рекомендации МОТ / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : ОНМА, ИздатИнформ, 2005. — 351 с.

11. Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН), касающиеся мореплавания : справочник / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский, В. В. Торский. — Одесса : Феникс, 2006 — 193 с.

12. «Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ» изд. 3, Позолотин Л. А., Торский В. Г., Одесса : Астропринт, 2007 147 с.

13. Система управления безопасностью судна : монография / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2007. — 146 с.

14. Рекомендации по записям в судовом журнале, в соответствии с требованиями Системы управления безопасностью (СУБ) Л. А. Позолотин, А. А. Кобыляцкий. — Одесса : Феникс, 2007. — 119 с.
15. Рекомендации экипажам судов по инспекциям контроля государства порта / Л. А. Позолотин, А. В. Глазков. — Одесса : Феникс, 2008. — 147 с.

16. Охрана судна / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2008. — 258 с.

17. Организация и нормативное обеспечение охраны судна / В. П. Топалов, В. Г. Торский, Л. А. Позолотин. — Одесса : Астропринт, 2008.

18. Методология расследования аварий и инцидентов на море / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский, А. В. Барабанов, А. Ю. Булгаков. — Одесса : Астропринт, 2008. — 182 с.

19. Конвенция ПДНВ-78 (с поправками), Кодекс-95. Основные положения и комментарии / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2009. — 125 с.

20. Обязанности палубного офицера по безопасности судна (Safety Officer) / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2009.

21. Конвенция СОЛАС-74 в вопросах и ответах / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2010. — 221 с.

22. Управление безопасностью в судоходстве / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — 2-е изд. — Одесса : Астропринт, 2010. — 198 с.

23. Морская перевозка опасных грузов / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский — Одесса : Астропринт, 2010. — 115 с. 24. Лидерство в судовом экипаже / Е. В. Костыря, В. П. Топалов, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2011. — 126 с.

25. Сборник Резолюций Международной Морской Организации — ИМО по администрированию безопасности судоходства / Л. А. Позолотин, В. Г. Торский, Т. Р. Короткий. — Одесса : Феникс, 2011. — 570 с.

26. Перевозка опасных грузов речным транспортом по внутренним водным путям / И. И. Гладких, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Феникс, 2011. — 115 с.

27. Сборник нормативных и рекомендательных документов по внедрению и применению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) / В. Г. Торский, Л. А. Позолотин. — Одесса : Астропринт, 2011.  147 с.

28. Поиск и спасение на море / В. Д. Репетей, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2011.  195 с.

29 Ликвидация аварийных розливов нефти на море (ЛАРН) / В. Д. Репетей, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. — Одесса : Астропринт, 2011. — 147 с.

30. МКУБ в вопросах и ответах (с комментариями) / В. Г. Торский, Л. А. Позолотин. — изд. 3-е, дополненное и пересмотренное. — Одесса: Астропринт, 2012. — 283 с.

31. Сборник Резолюций ИМО по предотвращению загрязнения окружающей среды / Т. Р. Короткий, Л. А. Позолотин. — Одесса : Феникс, 2012 с.

32. Международные конвенции, Кодексы, Руководства ИМО и МОТ / Л. А. Позолотин,В. Г. Торский— изд. 4-е, дополненное и пересмотренное. — Одесса: Астропринт, 2012.

33. Конвенция о труде в морском пароходстве (КТМ — MLC 186) / В. Г. Торский, Л. А. Позолотин, В. И. Любченко. — Одесса : Астропринт, 2010. — 205 с.

34. Концептуальные оосновы теории безопасности мореплавания: монография / В. П. Топалов, В. Г. Торский, Л. А. Позолотин. — Одесса : Астропринт, 2013.

35. Применение требований системы управления безопасностью при перевозке сухих грузов. Л. А. Позолотин, А. А. Кобыляцкий, В.Г. Торский. — Одесса : Феникс, 2013. — 123 с.

36. Основы устойчивого развития и безопасность судоходства : монография / Е. В. Костыря, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. Одесса : Астропринт, 2014

37. «Человеческий фактор и безопасность человеческой деятельности на море» Е. В. Костыря, Л. А. Позолотин, В. Г. Торский. Одесса : Астропринт, 2014

38. «Международная конвенция по обмеру судов 1969 года (краткий обзор)» Торский В.Г. Позолотин Л.А. Одесса : Астропринт, 2014

39. «Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965  (краткий обзор)» Торский В.Г. Позолотин Л.А. Одесса : Астропринт, 2014


  <-предыдущая  

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора