Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Евгений Куцев - Практика на судах-профессорах

Практика на судах-профессорах

УПС Профессор Кудревич

При просмотре в интернете «морских» форумов нередко можно встретить упоминания или вопросы о судьбе некогда весьма известных учебно-производственных судов, так называемой «серии профессоров», построенных в Польской Народной Республике в конце 60-х - начале 70-х годов двадцатого века. Очень хорошо помнят эти суда нынешние капитаны и старшие механики, в своё время мальчишками проходившие на них плавательную практику и получившие первые навыки в выбранной на всю жизнь профессии.

Всего судов данной серии (головное – «Профессор Щеголев») было построено тринадцать, два из них принадлежали Польше, по одному находились в Румынии и Болгарии, и девять – портами приписки имели Одессу, Ленинград и Владивосток. «Профессор Павленко», «Профессор Миняев», «Профессор Кудревич», «Профессор Аничков», «Профессор Рыбалтовский», «Профессор Ухов», «Профессор Хлюстин», «Профессор Ющенко», - все эти суда и их команды внесли серьёзнейший вклад в подготовку сотен и тысяч квалифицированных работников для водного транспорта.

Имя на борту, история каждого из этих судов в отдельности – это, без преувеличения, богатая событиями и подробностями конкретная судьба, неразрывно связанная с персональными судьбами каждого из членов их экипажей, судьба, достойная отдельного полноценного исследования и описания.

От не менее знаменитых учебных парусных судов и таких учебных теплоходов как «Меридиан», «Зенит», «Экватор», суда «профессорской» серии отличались тем, что ещё на этапе проектирования были конструктивно глубоко продуманы с определённой целью: дать возможность молодым курсантам, прибывшим на практику, почувствовать себя полноценными членами экипажа; продолжать при прохождении практики теоретическое обучение и (в неразрывности с обучением производственным) приобрести реальный опыт несения вахты, умение работать с различными видами судовых устройств и механизмов, применяющихся как на «универсальных» так и на специализированных морских судах.

Грузовой кран, грузовые стрелы над трюмами, тяжеловесная стрела, компактный рефрижераторный трюм с гидравлическим закрытием, закрытия Мак-Грегора – на судах-«профессорах» имелся практически весь спектр современного на те годы грузового оборудования. Учебные классы с комплексным оснащением наглядностью, большая специализированная библиотека, содержимое которой регулярно пополнялось и осовременивалось, кинозал, каюты для практикантов, вмещавшие около полутора сотен человек; на некоторых судах – специальный «дублированный» учебный ходовой мостик; устройства шлюпочное и швартовное; механизмы (в том числе и учебные) машинного отделения, – техническое наполнение судов давало ни с чем не сравнимые возможности глубокого, всеобъемлющего и качественного обучения будущих моряков.

Как правило, учебно-производственные суда совершали короткие рейсы, транспортируя небольшие партии грузов и параллельно выполняя задачи по обучению находящихся на борту курсантов морских учебных заведений. Но иногда случались рейсы совершенно уникальные как для самих УПС, так и для тех счастливцев-курсантов, которым довелось принять в них участие.

Именно таким рейсом, рейсом знакомства с ветрами всех широт, изумительным рейсом-открытием стало плавание учебно-производственного судна «Профессор Кудревич» на остров Кергелен в начале 1975 года.

Об этом исключительном, не рядовом рейсе и о его вкладе в подготовку молодых моряков стоит поведать несколько подробнее.

Причиной столь необычного вояжа на далёкий остров, расположенный в южной части Индийского океана, была совместная советско-французско-американская научная экспедиция, завершавшая там работы в рамках эксперимента «ARAKS» по изучению земного магнетизма. Именно её, т.е. учёных, технический персонал, грузы и имущество экспедиции предстояло погрузить на грузопассажирское судно и благополучно доставить на континент. Для обеспечения поставленного задания теплоход «Профессор Кудревич» по всем параметрам был почти идеальным вариантом.

Кратчайшим путём из Черного моря в Индийский океан, естественно, являлся путь через Суэцкий канал. Но поскольку канал вследствие военных действий был перекрыт, т/х «Профессор Кудревич», приняв в Херсоне на борт три группы курсантов (человек восемьдесят) из Херсонского и Астраханского мореходных училищ, отправился к своей цели кружным путём - по Средиземному морю к выходу в Атлантический океан, а далее – вокруг Африки к антарктическим островным владениям Франции.

После лёгких ветров Средиземного моря, сопровождавших судно на всём пути от Дарданелл до Гибралтарского пролива, и не вызывавших качки, бескрайняя Атлантика, демонстрируя своё дыхание и мощь, встретила судно молчаливой, тяжёлой пятиметровой зыбью, катившейся с северо-запада. Для молодёжи, находившейся на судне, это первое знакомство с океаном, который небрежно, словно играя, волнистой гладью швырял теплоход с борта на борт, стало первым ярчайшим и незабываемым впечатлением рейса. А впереди ждали новые, не менее яркие и запоминающиеся события.

Если говорить о мотивации при выборе и приобретении той или иной профессии, то, конечно же, профессия моряка в этом отношении имеет безусловные преимущества. Романтика, именно романтика моря, о которой столько сказано и спето, в описываемом рейсе предстала перед глазами курсантов-новичков во всей своей ошеломляющей широте и великолепии.

Вторым «знаковым» событием рейса стал день пересечения экватора, праздник Нептуна со всеми полагающимися по традиции действиями, вручением памятных дипломов и посвящением практикантов в моряки самим Владыкой морей.

Знакомство с южным полушарием, не смотря на то, что судно двигалось вдали от берегов, было также весьма содержательным и запечатлелось в памяти не только несением вахт и практическими работами в учебных классах, но и тем, что с наступлением темноты будущие судоводители под руководством преподавателя поднимались на самую верхнюю, пеленгаторную палубу, и там, подсвечивая фонариком Атлас звёздного неба, «гуляли» от созвездия к созвездию, изучая и сравнивая взаимное расположение звёзд на невиданном и незнакомом для жителей северного полушария ночном небосводе. Подобную практику в изучении мореходной астрономии трудно переоценить.

Последним портом захода перед переходом на остров Кергелен стал порт Дурбан Южно-Африканской Республики, где судно пополнило запасы топлива, воды и провизии. Курсантам и экипажу выпала редкая возможность, благодаря содействию французского консульства (опять-таки редкая, поскольку в то время экипажи советских судов в портах ЮАР на берег не сходили), выйти на берег и прогуляться по городу. До сих пор кажутся странными и диковатыми увиденные в городе «осколки» уходившего в небытие апартеида в виде надписей «Для белых» и «Не для белых».

Переход от южной оконечности Африки до Кергелена не вызвал особых затруднений. «Ревущие сороковые» широты в разгар февральского лета были относительно спокойны. Став на якорь в бухте Морбиан, «Профессор Кудревич» начал процедуру приёма грузов и членов научной экспедиции на борт. Наблюдение за погрузкой, участие в грузовых операциях, проводимых на рейде, также легло в копилку практического опыта будущих мореходов. Шанс же ступить на далёкий антарктический остров, пройтись на расстоянии вытянутой руки от равнодушных к человеческому присутствию морских слонов, пингвинов, альбатросов по впечатлениям был сопоставим разве что с впечатлениями моряков-первопроходцев, открывавших новые, неведомые земли.

Обратный путь «Кудревича» пролегал с заходами на острова Реюньон и Маврикий, затем – теперь уже с юга на север - вдоль атлантического побережья Африки с последними средиземноморскими портами захода Неаполь и Кальяри. Новые горизонты, занятия, вахты, отработка всех видов судовых тревог, детальное изучение устройства судна, уход за корпусом, покрасочные работы, изучение правил эксплуатации и использование навигационного оборудования, изучение районов плавания – скучать курсантам на судне не приходилось.

Дать оценку результатам такой плавательной практики можно одним словом – «великолепно». И трудно представить себе какой-либо иной вариант прохождения практики, который смог бы по насыщенности и эффективности отдачи превзойти описываемый рейс. Большинство из побывавших на Кергелене курсантов стали впоследствии капитанами крупных современных судов, многие до сих пор работают в этих должностях, вспоминая удивительное путешествие как одну из ярчайших страниц своей морской биографии.

В заключение следует отметить, что многие солидные морские учебные заведения мира имеют в собственном распоряжении учебные парусные суда и теплоходы. Но по сей день вопрос обеспечения прохождения учащимися плавательной практики зачастую является вопросом больших усилий и напряжения со стороны организаторов этого процесса, поскольку даже резолюции IMO, призывающие судоходные компании и судовладельцев предусматривать практикантские места на существующих и строящихся судах, хотя и взывают к здравому смыслу, но носят рекомендательный характер.

Суда (в том числе и учебные) стареют, вырабатывают свой ресурс и выводятся из эксплуатации. Из «профессорской» серии лишь единственному судну посчастливилось стать долгожителем: т/х «Профессор Хлюстин», принадлежащий российской Дальневосточной академии водного транспорта, после длительного перерыва в работе прошёл капитальный ремонт и переоборудование в Китае и вновь обеспечивает практическую подготовку морских специалистов. Ещё одно судно – УПС «Святая Ольга» (первоначальное название «Профессор Миняев») – находится на плаву у причала порта Николаев в нерабочем состоянии и ожидает списания на металлолом.

В целом же, не смотря на существующие «кадетские программы» и развивающиеся взаимовыгодные контакты между учебными заведениями и судовладельцами, вопрос достижения и обеспечения стабильной системности в практической производственной подготовке будущих моряков остаётся открытым.

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора