Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Рассказы Виктора Шаповала (17)


УПС "ПРОФЕССОР КУДРЕВИЧ", КУРС - КЕРГЕЛЕН

(ЗАПИСКИ ПРАКТИКАНТА. СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ)

Первая морская практика - одно из главных событий в жизни курсанта мореходного училища. Впервые под ногами палуба судна, впервые за кормой родной порт. Впервые запах машинного отделение. Да, все впервые… и уже чувствуешь себя моряком, не потому, что носишь морскую форм, а потому, что ты в море.

Первая практика - это не только первый заграничный порт, другие страны и масса впечатлений от них. Это и первый шторм, и качка, и хождение по переборкам, когда судно буквально лежит на борту, это вахты, тревоги, занятия, учения… Все то, из чего состоит работа в море.

Мы уже знали,что нам предстоит отправиться на УПС "Профессор Кудревич" к берегам острова Кергелен. Далеко.

УПС Профессор Кудревич

УПС "Профессор Кудревич" - учебно-производственное судно, предназначенное для обучения курсантов мореходных училищ, принадлежащее Одесскому высшему инженерному морскому училищу.

Как раз по телеку, в программе о путешествиях, показали сей дивный остров. Неблизко, холодно и сильно штормит. На острове находится представительство Французской республики, множество пингвинов и морских слонов. Что еще? Придем - увидим.

Нам предстоит пересечь экватор, что само по себе весьма значимо, и в южном полушарии увидеть Южный крест. Это довольно значимое событие в жизни любого моряка. К тому же, в первом рейсе столь значимые события. УПСы предназначены для работы в районе Средиземного моря и наш рейс сам по себе - событие.

Цель рейса - снять советско-французскую группу ученых, которые осуществляли запуск ракеты по программе АРАКС, и доставить их по назначению. Это пока все, что нам известно. Не густо, конечно. Но пока и этого достаточно.

Руководителем практики назначен самый молодой, но от этого уважаемый не менее других, преподаватель ЭМС Драгомарецкий Георгий Георгиевич. Между собой мы называли его, просто Жора. Думаю, он прекрасно об этом знал, но вряд ли это его обижало. Он сам был курсантом и хорошо нас понимал.

И вот мы взошли на борт нашего первого судна. Восемнадцать человек и руководитель практики. Разместили нас в две каюты и новоселье состоялось. Кубрики - не хоромы, но есть кровать и рундук для вещей, а что еще нужно?

Кроме нас, на судно взошли судоводы, на курс младше, но для них это была уже вторая плавпрактика. Они поглядывали вначале свысока. Некоторые. Но со временем это прошло и никак не отразилось на наших взаимоотношениях. Стоим в порту родного города в ожидании дальнейших изменений в нашей судьбе. Это ничего не меняет в нашей нынешней ипостаси в роли практикантов. Мы работаем в машинном отделении, учимся, а когда есть возможность - выходим в город. После недельной стоянки в Херсоне судно взяло курс на Одессу. Переход не занял много времени и к вечеру уже вышли на рейд Одессы. В тот же день заняли место у причала. В порту к нам присоединились судоводы Астраханской мореходки. В таком составе предстояло отправляться к берегам Кергелена.

У каждой мореходки свой стиль. Курсанты любой из мореходок одеты в одну морскую форму, но… у всех она разная. Наши ребята, все как один, в ушитой, подогнанной форме. У всех "лойдовские козырьки". Это давняя традиция, существующая в ХМУ ММФ имени незабвенного лейтенанта Шмидта. Сейчас это стало не актуальным и нынешние курсанты вряд ли знают, что такое "лойд". Нет, не тот Лойд, что контролирует нынешний флот, а тот, который носят на мице. Да и мица для них, пожалуй,- слово из прошлого. Ныне форма - это весьма условное сочетание одежды, похожей на нашу форму. Итак, мица, от немецкого Mütze, т.е. фуражка, а вот "лойд" - это козырек. Но не простой. Морской. Мицы нам выдавали с фибровыми козырьками, называемыми "стеклорезами". На первом курсе вариантов нет. Стеклорез. А вот на втором - только "лойд". Традиция, которую не нарушали. После первого курса за одну ночь рота срывает форменные фибровые козырьки "стеклорезы" и пришивает так называемые "лойдовские". Очень часто это вызывает своеобразные репрессии… Иногда приходится день-два ходить в бескозырках, так как некоторые командиры обрывают свежепришитые "лойды", но со временем смиряются. Об этом лучше изложить отдельно. Фланки выутюжены: швы совпадают с брючными, заглажены как лезвия. Странно было видеть не ушитую, у нас ее называли "уставной", форму астраханцев, их "стеклорезы". Непривычно как-то…

Выходя в город в Одессе, убеждались, что и одесситы отличаются от нас весьма кардинально. Здесь несколько мореходок - три средних и высшая, к тому же, есть морское ПТУ. Так что, людей в морской форме в этом городе предостаточно! Одесса, как всегда, прекрасна! Дерибасовская неподражаема! Нам недолго здесь находиться - скоро в путь.

Мы неплохо провели время, не без того, чтобы употребить горячительные напитки. Увольнение прошло без особых происшествий и никак не повлияло на наше самочувствие.

Выход в море прошел как-то незаметно, без каких-то особых церемоний. Даже пограничники были весьма лояльны. Мы их и не увидели. Просто всем сообщили - во время контроля надо находиться в каютах, что мы и сделали. Интереса к нам власти не проявили, что нас ничуть не обидело. Море слегка покачивало наше судно, не проявляя никакой агрессии. Впоследствии приходилось не раз ощущать нрав Понта Эвксинского, как Черное море называли древние греки. Особенно оно бывает неприветливым зимой. В этот раз обошлось.

Впереди Босфор! Очень хотелось увидеть знаменитый мост! Спать никто не ложился, хоть и было уже поздновато. Мы пытаемся рассмотреть берега, где раскинулся Стамбул. Освещенные берега скрывали какую-то непонятную привлекательность. Город, расположенный в Европе и Азии. Константинополь! Столько исторических событий видели эти берега. Некоторые пытались фотографировать, правда, ничего из этого не вышло. А моста все не было…

Мы перебрались на верхнюю палубу и обосновались. Появилась гитара, но… Вот он! Мост! Казалось, что сейчас мачты не пройдут… заденут… Это ощущение не проходит. Почудилось! Вот уже он над нами и... за кормой. Все! Концерт отменен - все дружно отправляемся спать .Очень надеемся, что назад будем идти днем и увидим Аль-Софи!

А дальше - Мраморное море! Дарданеллы - еще один этап к цели. Довольно узкий пролив. На фоне всей этой красоты мы не просто пассажиры, а практиканты, и покой нам только снится! Перед самым выходом из Одессы нам не единожды пояснили, что мы занимаем самую низшую нишу в пищевой цепочке тех, кто стоит на довольствии. За борт за нарушение не выбросят, но оргвыводы сделают! Ничего нового, просто поменялись условия существования.

Время, между тем, идет - вот уже Эгейское море! Время тоже не стоит на месте - часы переводят… Наши будни - учеба и работа в качестве учеников судовых электриков. Не буду утверждать, что мы чрезмерно устаем, особенно, во время учебы. Нам читают лекции старший механик, электромеханик, наш непосредственный руководитель. Конечно, мы многое узнаем, но... каждый из них - бывший курсант. А это очень хорошо! Кому, как не им, понять наши устремления. Да, они считают нас сачками, т.е. лентяями, но относятся с пониманием и, практически все лекции заканчиваются хорошей морской травлей. А им есть о чем рассказать, и что вспомнить. Мы же со своей стороны способствуем этим проявлениям ностальгических воспоминаний на заданную тему. Не думаю, что они не понимают - слишком много лет каждый из них проработал на флоте. Но морская травля - это святое!

Мы пишем конспекты. Лаконично, за что получаем "втыки". А надо уже скоро начинать писать отчеты за практику. Каждый, кто был на нашем месте, знает, что имеется уже написанный кем-то раньше отчет. На этом самом или подобном судне. Задача состоит в том, чтобы добыть этот отчет и сделать так, чтобы вновь написанный отчет, отличался в чем-то. И, скорее всего, этот самый отчет находится у нашего шефа, но ему хочется, чтобы мы попытались сами написать, хотя он прекрасно знает, что мы знаем о существовании написанного и наши усилия будут минимальны. Но так поступают все РП (руководители практики) и он - не исключение. Утешая себя, что время работает на нас, а значит - торопиться не стоит. В будущей профессии мы пока преуспели не слишком и пока доверяется не слишком сложная работа. Наши наставники не торопятся особенно грузить как теорией, так и практикой.

Их трое, не считая электромеханика. Шеф - так называют на флоте электромеханика. Таким образом, мы надеемся, что так будут называть и нас. Невысокий, упитанный, с юмором, шеф весьма скептически относится к нашим познаниям. Он во многом прав, но все ведь впереди. У каждого наставника своя манера обучения, свой подход и даже лексикон. Но самое главное, что они не ставят целью в чем-то мудрствовать лукаво. Не обходится без соленых словечек и в этом нет ничего страшного. Чаще всего для этого имеются основания И, как в случае с учебой, каждый из них не просто электрик. Каждый из них - моряк. И отсюда вытекает, что видели они немало и тем, с кем они уже общались, их истории неинтересны. А если, объясняя устройство асинхронного электродвигателя, вспомнить, как вот точно такой же движок сгорел где-нибудь в районе Ла-Манша и плавно перейти от движка к посещению Дюнкерка или Роттердама… Такой метод обучения дает знания, как в тонкостях электротехники, так и географии, и в чем-то даже филологии.

Но нам приходится учиться не только у электриков, но и у механиков. После практики нам должны вручить "корочки" мотористов 2 класса. Это вроде и не плохо, но… напрягает. Иногда это чистка цистерн, замывка агрегатов, и что самое неприятное, работа под паелами… Наверное, каждый знает, что это такое. Вот и мы узнали… и не обрадовались. Но, если смотреть на это как на необходимое зло, то ничего страшного. Это случается редко и вносит какое-то разнообразие в процесс. Напрягает другое, мы - будущие судовые электромеханики, а после практики получаем "корочки" мотористов 2 класса, а не судовых электриков!. Какое-то отсутствие логики в этом есть, но, увы, не в нашей компетенции решать, что нам положено!

Наставники, обучающие механическим премудростям, - это молодые ребята-мотористы, тоже бывшие курсанты, с которыми еще легче найти общий язык. Грех обижаться на что-то. Впереди почти месяц пути до первого иностранного порта и нам остается любоваться средиземноморскими пейзажами. Сегодня предстоит пройти Мессинский пролив между Италией и Сицилией. Когда-то на этих берегах стоял грозный Спартак, ожидая помощи от пиратов, которые должны были доставить его войска на остров, но так и не дождался. По правому борту Реджо-де Калабрия, а в проливе - масса рыбацких лодок. Родина грозной "Коза ностры" - ничем не примечательный остров и не вызывает никаких ассоциаций.

По трансляции объявили сводку и оказалось, что за это время мы прошли 1198 миль, что двигаемся со скоростью12,8 узлов, проходя 320 миль в сутки, а до Дурбана - 6814 миль.

На горизонте какой-то дым, как оказалось - это дымит вулкан... Таким образом, "пилить" нам больше двух недель, хотя это - не факт. Впереди - Тирренское море. Ветерок усиливается и качка довольно ощутима. Но бывалые морские волки "утешают", что идем мы в "ревущие сороковые" широты, а там и 9 баллов - привычное дело, так что эта качка - детские забавы и мы рано начали нервничать. Все впереди! Отступать некуда, да мы и не хотим, у нас установка - на Кергелен. Скоро уже нас встретят Геркулесовы столбы - Гибралтар. И - здравствуй Атлантика!

С гитарой - проходим Гибралтар

Гитара - это только красивый антураж, ибо отсутствие музыкального слуха не дает шансов ее освоить. Это Гибралтар!

Гибралтар, конечно, увидели и даже устроили фотосессию. Есть легенда, что на скалах Гибралтара живут обезьяны, и вот, если они исчезнут, то Гибралтар станет испанским. А пока - это колония Англии. Обезьян не видно - далеко наверное… В проливе множество судов и очень хорошо видно африканское побережье. Какой-то очень белый город. Может Танжер? Так и не узнали.

Заметно качает, даже немного штормит. Мы в Атлантике! По левому борту изредка проявляются африканские берега. Наше времяпровождение устоявшееся. Мы учимся в аудиториях, слушаем лекции, пишем конспекты, работаем в машинном отделении, а в остальное время каждый занимается, чем хочется. Кто читает, кто играет на гитаре, кто стучит костяшками домино, кто рисует. Домино - это особая тема. Составлен график судового чемпионата, группового чемпионата. Имеются красочные таблицы с указанием участников. За столом точатся свирепые баталии и слово КОЗЕЛ имеет частое хождение. Существует еще одна игра ЧЧВ - Человек человеку - волк. Игра, требующая внимательности и определенного коварства. И, надо отметить, что она весьма популярна. Проигрывающий играет стоя. Бывает, что кто-то простаивает весь вечер, мысленно матеря сидящих и именно это мешает ему сосредоточится. И тогда следует ожидать коварства вне игры от проигравшего….

На судне работает библиотека и это хорошо. Чтение способствует тому, что мы отвлекаемся от проблем. Не скажу, что книжный ассортимент весьма широк, но найти хорошую книгу очень просто. К тому же, есть штатный библиотекарь, весьма симпатичная женщина, которая может помочь.

В столовой нам крутят фильмы, после ужина. Обычно это случается через день. По ходу, можно что-то захомячить, а любой курсант всегда не прочь воспользоваться такой возможностью. Качка не всем портит аппетит, а часто наоборот. Наши руководители, а я имею ввиду нашего Жору и руководителя наших судоводов Плюща Виктора Никифоровича, которого мы между собой зовем просто Витя, нас не грузят. Конечно, это не значит, что они, закрывшись в своей каюте, забыли о нас. Вовсе нет. Просто, нет никаких придирок, а если "вставляют фитили", то за дело. Считаю, и нам и нашим судоводам повезло с руководством.

А вот с астраханскими, не то, чтобы не сложилось. Просто они - другие. Может, они по-своему правы, но мы с трудом находим общий язык. С ребятами - другое дело. Удивляет, что они считают практику на Каспии намного интересней. Общение тоже не очень складывается. Двое из них живут в нашем кубрике и, по-моему, их все напрягает, хотя отношение к ним прекрасное.

Один из их руководителей - весьма своеобразный человек. Он рецензировал УЧЕБНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МОРЕХОДНЫХ УЧИЛИЩ и очень горд этим. Согласен - есть чем гордиться. Но его попытки приобщить нас к занятиям по изучению заморского наречья встретило наш отпор. Наш шеф поддержал группу, не смотря на давление, оказанное представителями ОВИМУ. Как оказалось, замполит всех практикантов или, по-другому, учебный помощник (мы с его титулами так и не разобрались), очень внушительного вида товарищ, в свое время был командиром роты у нашего Жоры в ОВИМУ. Как тесен мир! И он очень хотел привлечь нас к этим занятиям.
- Георгий! Прояви требовательность к своим ребятам! На что наш шеф отвечал
- Мои ребята - будущие электромеханики! Вот, если они не захотят слушать меня, стармеха или электромеханика - я проявлю, а тут - я их понимаю!
Наша практика была, во многом благодаря ему, нтересной и полезной, и я не помню случая, чтобы кто-то нами помыкал. Всегда буду благодарен ему и, уверен, не только я! Мы были избавлены от занятий с чужими преподавателями, но отнюдь не избавлены от написания отчетов и занятий по специальности. Несколько раз наш шеф разгонял нас по аудиториям и работам в "подземелье". Подземелье - машинное отделение, и, работающие там, соответственно - дети подземелья. Не спорю, что частенько обеденный отдых затягивался до ужина и делалось это сознательно.

Чем ближе мы приближаемся к нашей цели - острову Кергелен, тем интересней узнать о реальной цели нашего плаванья. По слухам уже известно, что мы должны забрать какое-то оборудование, возможно ракеты, а также эвакуировать французских ученых и доставить их в Марсель или порт Сет. В чем-то эти слухи подтвердились. Со временем, стало известно намного больше. Оказывается, полярные сияния можно вызвать искусственно. В этом году начался советско-французский эксперимент „Аракс". Были выбраны две точки, первая - поселок Согра в Архангельской области, другая - в южном полушарии, французский остров Кергелен. С острова Кергелен на ракете подняли небольшой ускоритель частиц - электронную пушку, которая на определенной высоте выбросила поток электронов. Электроны попали в северное полушарие и вызвали полярное сияние над Согрой... Название эксперимента „Аракс" составлено из начальных букв французских слов, которые означают „искусственное полярное сияние - Кергелен - Согра".

26 января и 15 февраля 1975 г. с острова Кергелен были запущены две ракеты "Эридан". Эксперименты с искусственными полярными сияниями позволяют исследовать структуру магнитного поля Земли. Конечно, это далеко не полная информация и она вряд ли отражает суть эксперимента. Это описание весьма краткое, которое удалось выписать из доступных источников.

Консул Марк Лициний Красс

Именно за участниками этой научной экспедиции направлялось наше судно. Как оказалось, нам предстоит доставить ученных вовсе не во Францию, а гораздо ближе. Все это мы узнали позже, а пока нам предстояло бороздить Атлантику вдоль берегов Африки и нас ждал незабываемый для каждого моряка момент - пересечение экватора. Не каждый моряк может похвастать этим, а уж предъявить экваторный диплом - тем более.

ДЕНЬ НЕПТУНА. Экватор. Эта незримая линия на просторах мирового океана, рассекающая на карте земной шар на северное и южное полушарие, вызывает непростые ассоциации у тех, кто ее достиг. Пересечение экватора - важный этап в жизни каждого моряка. Праздник пересечения экватора - день Нептуна. Владыка морей и океанов - главная фигура, вместе со своей свитой должен одобрить кандидата столь важного мероприятия. В его власти вручение диплома, который подтверждает пересечения моряком экватора и присвоения ему морского имени. Подобный ритуал давно существует на флоте и неукоснительно соблюдается.

Еще задолго до этого события я ощутил его приближение. Старые моряки, те, кто уже пересекал экватор, очень активно стали осаждать меня с просьбой сделать персональный диплом, именной. До этого я считал, что есть какой-то стандартный диплом, что-то вроде сертификата с единым текстом. Оказалось, что все не так. Вариантов диплома множество и текст диплома - это не догма. Мне показали свои дипломы, где были разные тексты и разное изображение.

И тут выяснилось, что на судне имеется большой комплект дипломов, но они предназначены для туристов, путешествующих по Черному морю, и к пересечению экватора не имеют отношения. Мне предложили несколько образцов и высказали множество предложений. Обязательно должен быть изображен сам Нептун, как никак - Владыка морей, и, непременно, русалка. И не просто русалка, а та, которая обладает харизмой. Под харизмой подразумевались женские достоинства. Указать судно, рейс и прочий антураж в виде чудищ морских и обитателей морских глубин. Все приносили листы бумаги, карандаши, краски и варианты текста диплома. Подобный текст не является догматичным и допускает различные варианты. Главное - смысловая составляющая. Выбор остановили на следующем тексте

" ДИПЛОМ

Я, Владыка морей и океанов Нептун, жалую сим дипломом……Ф.Ифамилия,имя)…………… сына… О (отчество) …………. Молодец сей, дня 5 февраля месяца, лета 1975-го, на ладье Флота Российского "Профессор Кудревич" пересек черту незримую ЭКВАТОР, на долготе 9градусов 45 секунд, в купели купан, виночерпием поен, лекарем осмотрен, брадобреем брит, чертями одобрен и наречен прозвищем морским…….. А посему, повелеваю ветрам буйным, течениям коварным, штормам ревущим, чудовищам морским и девам прелестным ни в чем препятствий сему молодцу не чинить, а сопутствовать во всех делах его славных. НЕПТУН."

Диполом о пересечении зкватора

Один из вариантов диплома с печатью и подписью капитана и Нептуна.

Всем понравился и текст, и идея, после ...я начал рисовать, не понимая, во что ввязался. Диплом для судна, дипломы для комсостава, и сколько их - потерял счет, диплом для группы, диплом общий (его сфотографировали и вписали каждый свои данные и имя морское, данное при крещении в купели. На фото - своеобразный походный диплом. На каждом надо было поставить печать судна, подпись капитана. Сколько я их сделал - не знаю! МНОГО! Надо отметить, что индивидуальные дипломы на то и индивидуальные, что каждому хотелось вставить что-то свое. Кому-то чудища казались не страшными, кому-то сокровищ мало, но у каждого была просьба о своей русалке. Некоторым хотелось, чтобы она была похожа на кого-то, некоторые приносили журналы с вызывающими дамами… Всем угодить трудно, но, кажется, получилось.

Диплом Виктора Шаповала о пересечении экватора

Еще один вариант экваторного диплома

Мне даже ночью снились русалки, но всегда в компании Нептуна. Уже за день до праздника начали навещать будущие "черти" из свиты Нептуна с просьбами обрисовать что-нибудь из их нарядов, в которых завтра будут исполнять свои обязанности. И, конечно, дипломы… Должен заметить, что каждому моряку, пересекшему экватор, дается морское имя, вернее, вписывается в диплом чаще всего то, что взбрело в голову пишущему. В дипломе, выданному мне, который выдавали и который был предназначен для черноморских круизов, значилось "КАШАЛОТ". Вроде вполне приличное имя, но… Сам я себе написал "ДЕЛЬФИН", как впрочем и многие выбрали, кто "АКУЛА", кто "КАТРАН", а кто и …"КАШАЛОТ". О вкусах не спорят и каждый сходит с ума по-своему, как говорится. Эти имена вписывал я в индивидуальные дипломы по просьбе заказчиков.

В тропиках экипажу всегда выдавали сухое вино и к празднику у каждого члена экипажа накопилось. Нам же, практикантам, положен был сок. Но мне нанесли огромное количество вина, что послужило поводом к маленькой пирушке, которую устроили в кубрике. Спать мы легли поздно, в предвкушении праздника. Утро было нервным, все жаждали лишь одного - праздника. Меня увели на бак, где была штаб-квартира всей свиты Нептуна с импровизированным мини-баром, наполненным горячительным. И, надо отметить, что свита не оставляла бар без внимания. Изо всех сил пытаюсь удержаться от соблазна, рисую псевдотатуировки "пиратам", "чертям". Какие-то плакаты…

Тут же готовится адская смесь, содержащая самые немыслимые компоненты, включающие муку, машинное масло, клей и что-то еще. Боцман свои секреты не выдал, а именно он со старшим мотористом колдовали над этой смесью. Чуть в стороне лежали сделанные из дерева невероятных размеров печати. На каждой имелась резина с надписью "Одобряю.Непптун". Одна была довольно массивная и мне даже в голову не пришло, что через пару часов я смогу ощутить ее своей филейной частью. Оба "дегустатора" веселились, предвкушая результат и вспоминая свои переходы через экватор. Единственное, что я понял - без солярки не отмыться! По наивности, мне казалось, что удастся избежать соприкосновения с этой смесью и, пока еще трезвые "черти" заверили, что пощадят, но… На то они и нечистая сила, чтобы давать такие обещания.

Солнце все выше и градус напитков тоже поднялся. Ажиотаж нарастает. Ну вот, уже по трансляции объявляют, что всем надо собраться возле бассейна, куда прибудет Нептун с русалкой и свитой для посвящения и вручения дипломов. Свита уже готова… и некоторые чуть больше, чем надо. Но все хотят праздника. Сделав последние штрихи, ухожу. Мое место среди посвящаемых. Вокруг бассейна собрались все курсанты и почти все члены экипажа, кто не задействован на вахтах. Праздники случаются нечасто, как и пересечение экватора, кто же согласится пропустить такое событие?

Вышел капитан. Весь в белом, очень торжественно поздравил нас со знаменательным днем в нашей жизни
- Многие из вас в будущем не раз пересекут экватор, но это впервые и вы запомните этот день на всю жизнь.
Он оказался прав. Я запомнил. Капитан был удостоен благодарности Нептуна, который на время праздника, становился главным. Не каждый день четвертый механик бывает главнее капитана! Возле бассейна поставили кресло для Владыки морей .
- Я, Владыка морей Нептун, вместе с моей русалкой и моей свитой, поздравляем вас, оказавшихся на этом славном белоснежном судне и прибывших ко мне в гости.

Минимализм в одежде русалки отвлекал от речи Владыки. Она же старалась еще больше минимизировать свое одеяние, принимая самые возможные в этой ситуации эротические позы. Владыка сам дважды сбивался, а потом что-то сказал ей на ухо, и она приняла вид скромной послушницы, насколько это было возможно при ее одеянии.

"Черти" уже жаждали приступить к своим обязанностям, нервно переступали с ноги на ногу. Наконец-то началось! Огромный список, где были переписаны все кандидаты на купель, Владыка всех морей передал одному из "чертей".
- Мореход славный, пересекающий впервые экватор, такой-то, подойди к Владыке морей и прими крещение! Владыка, подняв трезубец, вопрошал
- Может, ты готов как-то оплатить свое пребывание здесь? Вот, спрошу-ка я у моей милой русалки… Что бы ты хотела от этого моремана?
По рядам прошел смешок. Почему-то у всех присутствующих возникло лишь одно предположение. Русалка же, понимая, что к ней приковано внимание, капризно скривив губки, вымолвила
- Пусть песню поет!
- Какую?
- "Бесаме мучо"
-Так я слов не…
Договорить мореман не успевает. "Черти" резво хватают и тащат к бассейну. Тут же ему наливают в чашку сухого вина. Кандидат только успевает выпить, как его вымазывают" адской смесью" и в мгновение, нагнув, оголяют задницу, к которой с силой прикладывают печать. Все делается в темпе... и он уже летит в бассейн под крики присутствующих.

Читающий "чертяка" сокращает текст, произнося лишь фамилию, Владыка тоже старается быть лаконичным, желания у русалки повторяются, да и "черти" приноровились бросать в бассейн. Жарко, и принятый допинг делает свое дело. Никому не удается откупиться, ни танцами, ни песнями, ни стихами..."черти" вошли в раж. Веселье в разгаре.

Наш руководитель практики Драгомарецкий Жора, обладатель пышной до плеч шевелюры, немилосердно был измазан смесью, и волосы превратились в мочалу, измазанную клеем. Но...традиция есть традиция. То же самое, ожидает и другого руководителя наших судоводов Плюща Витю! Конечно, обращались мы к ним - Георгий Георгиевич и Виктор Никифорович и подобная фамильярность допускаласьтолько между нами.

У меня была надежда, что обойдется все с минимальными потерями. Не угадал! Те, кого я так старательно обрисовывал, не сделали мне никаких поблажек, а наоборот! Читающий список "чертяка" решил жестоко подшутить и, подмигнув русалке, заявил
- А тебя ждет выполнение желания самой русалки. И вот, дама под допингом, потеряв ощущение реальности, выставила мне свою ногу, и шевеля пальцами, заявила
- Я хочу, чтобы он поцеловал каждый пальчик!

Уже было понятно, что мне не избежать общей участи. Будучи до чаши виночерпия, сам под легким допингом, высказал все, что я думаю по этому поводу. Конечно, постарался изложить все как можно деликатнее, но воспринято это было так, как задумано. Дама гневно сверкнула глазами, топнула ножкой… В результате, ниже талии, вместе с печатью, образовался солидный синяк, а вымазали меня так, что я неделю еще ходил с темными пятнами. Поэтому, будучи достаточно злопамятным, не простил сей казус его исполнителям. Как и многие, впоследствии оттирал росписи, оставшиеся от "адской смеси" соляркой, а при сидении чувствовал боль от печати.

Праздник продолжался почти до ужина. Под конец, каждого, кто представал перед Владыкой морей, без вопросов, мазали и, поставив печать на филейную часть, вбрасывали в бассейн. Сказывалась усталость. Закончился праздник купанием "чертей". Предварительно они схватили русалку, каждому это хотелось сделать лично, но такое невозможно. Ей поставили несколько печатей, стараясь отметить все выпуклости. Это был ее звездный час! Она была в зените славы! Особенно, когда ее подбросили вверх и русалка плюхнулась в бассейн. Сколько длился этот шабаш нечистой силы - не знаю. Ушел отмываться.

Праздник закончился, когда ряды участников поредели, т.к. многие пошли отмываться от "адской смеси", как и я. Это было очень не просто и результаты - весьма плачевные. Поэтому вспоминали, и неоднократно, не выбирая эпитетов, изобретателей, придумавших субстанцию. Тем не менее, каждый ощутил гордость - не всем дано, да еще в первом рейсе, пройти через экватор! Я, хотя и был зол на "свиту Нептуна ", но это не могло испортить ощущения чего-то особенного. Даже выданные нам грамоты с "черноморским Нептуном" были восприняты с пониманием. Сейчас мне жаль, что не сохранил эту грамоту, но вдвойне обидно, что не сохранился сделанный для себя с печатью и подписью капитана диплом. После возвращения с практики у нас в группе в рамочке висел диплом группы. Судьба его также неизвестна.

Мои дипломы в дальнейшем сыграли большую роль для меня. Когда мы пришли в Дурбан, то по чьей-то прихоти или руководствуясь какими-то непонятными решениями, от нашей группы выйти в город могли только десять человек. Я не попал в это число. Только благодаря нашему наставнику Драгомарецкому Г.Г., который настоял на этом, мне разрешили-таки, пойти в увольнение. Одним из аргументов были дипломы, которые я делал для руководства.

Праздник закончился и только следы адской смеси на телах и лицах, а также ощущение печати, напоминало о происшедшем. Судно продолжило движение к мысу Доброй Надежды. Наш шеф на второй день полностью разделил наше мнение об изобретателях адской смеси и ее использовании, но это никак не отразилось на его желании распределить нас по местам согласно расписанию.

Южно-Африканская республика. Год 1975. Закрытая для нас страна. Несколько дней идем вдоль побережья. Еще неизвестно, в какой порт будем заходить. В перспективе - Кейптаун и Ист-Лондон, но…

Параллельным курсом идет сторожевой корабль ВМС ЮАР, а сверху периодически зависает военный вертолет. По судовой трансляции идет лекция об этой стране. Интересный рассказ, но перспектива нерадостная. Возможно, нам не дадут сойти на берег, а это не есть хорошо. Всему причиной - отсутствия международных связей и неприятие апартеида. Превосходство белой расы закреплено законом в ЮАР. Если кто читал замечательный роман Луи Буссенара "Капитан Сорви-голова", то имеет кое-какое представление об этой стране. И, если славный капитан Жан Грандье прибыл сюда сражаться за свободу буров, то нам предстоит взять всего лишь бункер. Кейптаун остался за кормой и впереди возник Ист-Лондон. Его мы тоже не посетили. И теперь уже точно знаем - это Дурбан.

Малый атлас немного дает сведений, но уже понятно, что это большой порт, о нем, кстати, тоже написано в книге о знаменитом капитане. Перед самым приходом на рейд нам еще раз прочитали лекцию о положении в стране прибытия и объявили о том, что будет увольнение. Вот это здорово! Первый порт! Причем, в стране, которая для нас закрыта. Эта возможность появилась, благодаря усилиям французского консульства. Так что, у нас есть шанс почувствовать себя французами! Вот только не всем! Почему-то было принято решение, что из 18 человек в город могут пойти только 10! Один из нас - Гольдарб Юра идет вне конкурса, как раз сегодня у него день рождения. Повезло! По иронии судьбы, мой жребий не предвещал почувствовать себя французом! Обидно до соплей! И вот тут в мою судьбу вмешался наш руководитель практики Драгомарецкий Г.Г. Не знаю, что он наговорил руководству, а что наговорил - это факт, но я …почувствовал себя французом! Не знаю, что еще, но экваторные дипломы, которых я нарисовал огромное количество для наших боссов, сыграли свою роль. Это было своеобразное поощрение.

Возникла маленькая сложность. Перед самым уходом в рейс по телеку показывали нашу цель - остров Кергелен. "Сороковые широты", суровая погода, и наконец, пингвины! И многие из нас, руководствуясь, почерпнутыми знаниями... не взяли белые фланки. А в город надо идти именно в белых. У меня было три минуты на сборы. В мгновение я мотанулся в кубрики, где размещались судоводители из Астраханской мореходки и... решил вопрос!

Дурбан. Нам выдали смешные деньги 5 долларов США. В ЮАР денежной единицей является рэнд и доллар не вызывает никакого интереса, даже для таксистов. Главное - мы идем! От пирса, где находилось наше судно, надо было пройти с километр до переправы, чтобы попасть в город. И вот тут мы увидели то, о чем нам говорили. Катер, разделенный надвое и таблички ONLY WHITE. В одном отсеке черные, в другом белые.

Одного из астраханцев не пустили в "белую" часть катера - он сильно загорел за время плаванья и кожа приобрела шоколадный цвет. Никакие уговоры не действовали. Это было первым проявлением апартеида, с которым мы столкнулись. Не знаю, как получилось, но в город мы выходили через "черные кварталы". Длинные улицы одно и двухэтажных домов и вдоль всей улицы рядом с домами сидят огромные негры с вытянутыми на тротуар ногами, пьющие кока-колу. Достаточно упитанные. В конце улицы невысокий белый полицейский в серой форме с дубинкой. Форма - шорты и рубашка с коротким рукавом. Он двинулся нам навстречу по тротуару, занятому ногами сидящих. И каждый раз они поджимали ноги, пропуская его. Не знаю, как бы они реагировали на нас, если бы не было этого рыжеватого полицейского, но по мере нашего движения, они так же убирали ноги.

Дурбан. В уволнении

Мы вышли в город в воскресенье, почему-то большинство магазинов оказалось закрытыми. Не то, что мы хотели что-то купить - об этом не могло быть и речи при наших финансовых ресурсах, но посмотреть было бы интересно! Витрины, конечно, были весьма завлекательными, и выставленный товар привлекал наши взгляды, но… Это уже были "белые районы и на скамейках все те же надписи ONLY WHITE. Мы с удовольствием присели на одну из них, так как ноги гудели от ходьбы. Мы - белые, так почему бы не воспользоваться этим?

Это было недалеко от набережной, тут мы с удовольствием наблюдали за стайками молодых красавиц в невероятно элегантных летних костюмах. Даже не верилось, что это Африка! Что на соседних улицах вдоль тротуаров сидят эти мрачные негры! Очень светлый, белоснежный, красивый город. По улицам мчатся разноцветные, современные автомобили, ходят красивые люди. Витрины уставлены необычными, привлекательными товарами. Я ничуть не жалел, что не удалось что-то купить. Просто, приятно было ощущать твердую землю под ногами, вдыхать свежий воздух и наслаждаться этим прекрасным городом.

Что больше всего удивило? В витрине одного магазина, среди прочих книг, увидели пару книг об Одессе, на английском. К нам подошла пожилая пара и внимательно стала рассматривать. Затем они спросили по-английски откуда мы, и ничуть не удивились, услышав, что из СССР.
- O? Yes... Soviet Russia… Odessa…
Почему-то казалось, что здесь, на краю географии, никто не знает о существовании этого города. Оказалось, что мы ошибаемся. Прогулка была приятной и познавательной, но, поскольку мы не туристы, надо возвращаться назад. Все тем же путем, через те же "черные кварталы" - к переправе! На том же катере, и, естественно в отсеке ONLY WHITE. Впечатлений - море и большое желание что-нибудь захомячить. Кажется, желания сбываются! Первый заграничный порт оправдал надежды и не разочаровал. Пусть мы ничего не приобрели, зато впечатлений много!!

Дурбан остался за кормой, курс - Кергелен. Сразу по выходу ощутили качку. Океан любит, когда его уважают и всегда напоминает о том, что шутить с ним не стоит. С другой стороны - под качку легче уснуть, например мне. Ночью мы уже были среди водных просторов. УПС - учебно-производственное судно и наш руководитель весьма доходчиво нам пояснил цель нашего нахождения здесь. То, что мы пркорасно чувствуем себя в море - это прекрасно, то, что играем в домино и читаем книги - замечательно, то, что не опаздываем на завтрак, обед и ужин - чудесно, но... А вот это "но" и есть цель нашего нахождения здесь - осваивание судового электрооборудования, учеба, и что немаловажно - написание отчетов об этой учебе и о плавпрактике в целом.

Увы! Но все это в зачаточном состоянии, на уровне подписания названий тетрадей, этих самых отчетов. Конечно, мы работаем с судовыми электриками и выполняем некоторые работы самостоятельно. То же можно сказать и о работе с машинной командой, в целом. На этой практике мы должны получить "корочки" мотористов 2 класса - это нам забывать не дают. Старший моторист Валера Замота иногда подбрасывает нам работенку. Он сам - выпускник Одесской мореходки и прекрасно нас понимает, впрочем, как и многие члены команды.

Акцент в "политбеседе" нашего шефа делался на писанину. Естественно, наше согласие или несогласие в этом случае не учитывалось. Отчеты должны быть! Нас прилично качает, но чувствуем себя хорошо. Каждый день в столовой мысленно благодарим расистов, не за апартеид, конечно, а за прекрасный бункер. Кормят как на убой. Одно не нравится - масло. Слишком соленное, поэтому стараемся взять наше .К тому же, качка у некоторых отбивает аппетит, а у некоторых - наоборот. Отношу себя ко второй категории. И, сказанный однажды слоган "Пусть сильнее грянет буря"- повторяют представители нашей категории. Несмотря на заметную качку, а идем в балласте, мы усиленно занимаемся. Лекции читают, как и раньше, стармех, электромеханик, наш руководитель. Но, и это естественно, каждая самая серьезная лекция заканчивается морской травлей, что подтверждает незыблемость морских традиций.

У каждого моряка есть нерассказанная история, которую ему очень хочется рассказать. Но для этого нужны слушатели и, что немаловажно, надо, чтобы они хотели услышать эту историю. А начав рассказывать, кто же может остановиться? Ну, разве если что серьезное - обед, например… Иногда лекции нам читает грозный замполит, которого, не знаю почему, называют Мамулас. В основном, это лекции по гражданской обороне или политическая информация. За что мы ему благодарны, так это за краткость.

За время перехода подготавливаются каюты для приема ученной братии. Никто не знает, сколько их будет. Кто эти ученные? Все в ожидании. Еще, что хочется узнать - будет ли увольнение? Очень хочется побывать на острове. Когда еще здесь окажешься и окажешься ли вообще. Погода становится довольно прохладной и пора вспомнить о наших бушлатах. На палубу без него не выйдешь, да и не хочется почему-то выходить. Мы все в ожидании прихода. И вот - пришли!

Кергелен. Бухта с красивым названием Морбиан стала местом нашей стоянки. Первые впечатления об увиденном весьма позитивные. Остров интересный, совсем не какая-то мрачная громадина скал среди океана. Даже красивый. Погода похожа на нашу позднюю осень. На судне повышенная нервозность и это понятно. В бинокль можно увидеть морских слонов. У одного из нас есть подзорная труба и можно рассмотреть остров. Она переходит из рук в руки и, если честно, трудно сосредоточится, но все пытаются.

Почему-то мне срочно надо подняться в кают-компанию. Общение с руководством никогда не приносит большой радости и я мысленно перебираю всевозможные косяки, допущенные за последнее время. Но в этом случае - ничего страшного. Готовится подарок губернатору острова и надо подписать адрес и фото нашего судна. Проблема состоит в том, что знающих английский язык на судне достаточно. Один только "человек, знающий английский язык" - преподаватель Астраханской мореходки Сотников, который везде и всем напоминает, что рецензировал учебник заморского языка для мореходных училищ, чего стоит! А вот знатоков французского - ни одного! А губернатор-то - французский!

Из библиотеки срочно принесли всевозможные словари и разговорники на французском. Кое-как попытались извлечь приветствия и пожелания. Решили писать текст на трех языках. Русский, английский и, конечно, французский. С расчетом, если захотят прочитать, то поступят как и мы - поищут словари! Сначала я написал все это на обычном листе. Всем очень хотелось, чтобы заглавные буквы были необычные, с вензелями. И текст должен быть написан необычным почерком. Пришлось попробовать несколько вариантов. Наконец-то всем понравилось и я написал, опасаясь сделать помарку или ошибку. Проверяли долго и скрупулезно. Получилось. Теперь я был уверен, что если будет увольнение, то я сойду на берег. Когда вернулся в кубрик, застал почти всю группу, сильно возбужденную.
- Ну, что слышно за берег? - первый вопрос.
- Пока решается.. .обещают!
- А что ты писал?
- Памятный адрес губернатору… Подписал фото судна…

Откуда-то появилась бутылка водки "Кристалл". Откуда - так и осталось загадкой, не скрою, приятной загадкой. Ее вскрыли и пустили по кругу. Стаканов не было - с горла! И тут же возникла идея.
- Значит, судно свой след оставит, а мы? Надо и нам оставить…
Опустевшая бутылка не осталась без внимания.
- Если даже кто-то один сойдет, то оставит список нашей группы в бутылке, под камнями.
Сказано - надо делать.
"На этом острове побывали курсанты Херсонского мореходного училища ММФ имени лейтенанта Шмидта П.П лета 1975 числа 25 февраля месяца на УПС "Профессор Кудревич", а дальше (восемнадцать фамилий), руководитель практики Драгомарецкий Г. Г."
Когда бутылка высохла, то список поместили внутрь и плотно закрыли. К выходу на берег мы были готовы.

Уже на второй день началась погрузка, к которой нас не привлекают. И мы лишь можем наблюдать какие-то ящики, а что в них - неизвестно. На берег отправились несколько членов экипажа и женская его часть. Дамы тщательно готовились к выходу. В коридорах усиленно запахло парфюмом. И, не исключено, что французским. Возвращение было довольно-таки сумбурным. Дамы выглядели очень довольными и,у каждой какой-то подарок. А вот мужская часть… в дрова! Нашего старшего моториста зацепили за пояс безопасности и так подняли с катера. Остальные кое-как смогли подняться на борт. Где и как провели это время - можно было догадываться. Одни говорить не могли, а другие - не хотели.

На следующее утро нам объявили об увольнении. Естественно, желали все и отказа не было. Был инструктаж и вчерашнее событие приводилось как антипример. Захватив бутылку со списком, мы погрузились в баркас. Ну, вот он - Кергелен! Твердая земля. Не качает. Мне остров понравился! Даже подумал, что согласился бы провести на нем какое-то время. Нам дали возможность обойти побережье, осмотреться. Не так далеко от причала расположились бараки, где жили члены экспедиции. Внутрь мы не заходили, но с виду довольно уютненькие. На острове находились французские ученые и наши из института Патона, под руководством доктора Гальперина. Хорошо его запомнил. Он читал нам лекцию. Конечно, чего-то мы не поняли, но лекция понравилась, как и то, как он ее прочитал. Без заумных фраз, вроде беседы. Да, были еще четверо, вернее трое американцев и одна юная мексиканка. Весьма привлекательная. Для местных пингвинов наша высадка была шоком.

Кергелен. Морские слоны

Они были ошарашены столь плотным вниманием такого количества неизвестных им людей в черных бушлатах, желающих сфотографироваться с ними. То же было и с морскими слонами. При всем их величии, они были шокированы желанием фотографировать их и попытками оторвать кусочки кожи, которые кое-где на них свисали.

Еурсанты ХМУ ММФ с морскими слонами. Кергелен

Недалеко от бараков обнаружили озеро и температура воды каких-то +2 градуса. И вот тут-то нашлись смельчаки - энтузиасты водных процедур. Ими оказались Юра Гольдарб и Серега Плаксин. Заплыв длился не больше минуты и посиневших пловцов вытянули из воды. На наше счастье, а вернее на счастье пловцов, недалеко оказалось небольшое строение, то ли мини-церковь, то ли мини-дискотека, и лохматый француз угостил мини-рюмкой спиртного. К нашему огромному удивлению, на острове был сухой закон. Тогда, где же наши члены экипажа так нарезались? Позже мы узнали, что раньше на острове устраивали небольшие пункты для заблудившихся(?), где всегда была выпивка, но о них как-бы забыли… И странное дело - только наши моряки находили эти места, а вот каким образом - никто не знает. Французы верили, что наши передают друг другу какие-то тайные карты таких мест, но правда это или нет - не знаю. На судно мы вернулись довольные, даже не смотря на то, что нас слегка окатило волной. Вечером, после ужина, нам снова крутили французский фильм "Парижские бульвары"...и снова на французском. По приходу, на рейд с берега привезли несколько фильмов. Интересные, но на французском. Прекрасная Деманджо, по-моему мнению, лучшая из всех Миледи, в окружении мушкетеров, веселые мультфильмы, Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон…увы! Их чудесный французский был нам непонятен.

Кто-то из наших кергеленцев-патоновцев рассказал о житье на Кергелене. Интересно было слушать. Они часто заходили к нам в кубрик вместе с французами. Имен не помню, да они не особенно часто их называли. Французы записывали на кассеты наши песни и даже анекдоты. Как-то мне пришлось рассказывать по просьбе одного француза. Парень из нашей экспедиции попросил, объяснив, что надо записать кассету, заранее подготовившись. Конечноя подготовился, но все же спросил
- А в чем прикол? Я же по-французски не говорю?
– Он наблюдал, как ты рассказываешь - ему понравился смех. Вот он и хочет такую запись - он учит русский.. будет переводить и смеяться.
Две бутылки виски стали хорошим стимулом.

Экспедиция находилась полгода на острове. Этот из Киева, по- моему Юра, парень, даже не знаю кем он был, часто заходил к нам поболтать, иногда сам, иногда с кем-то из французов. Мне кажется, что язык он знал не очень, но объяснялся довольно свободно. Рассказывал, что их домики находились в 50 м от лежбищ морских слонов, а в нескольких километрах была расположена самая большая на планете колония королевских пингвинов.На острове не было ни одной женщины. Но это было не всегда. Тем не менее, женщина чуть не стала причиной международного конфликта! И эта женщина сейчас на судне - мексиканка по имени Тина. Она была студенткой американского профессора Техасского университета, по-моему Шелдона. Вот тут все и началось! Их поселили в барак, в центре поселка, в котором было примерно 20 изолированных комнат, где жили французы, у которых к женскому полу особое отношение и которые были лишены такого общения уже давно.

Шелдон с Тони жили вдвоем в отдельной комнате. Естественно, что нахождение вместе мужчины и женщины - это звуки, которые всем понятны и которые очень тягостно выносить, особенно, если они происходят в любое время. Больше всего французов злила эта нерегулярность, отсутствие своеобразного графика.

Юра даже анекдот рассказал по этому поводу. Про студента, который регулярно приходил поздно, подвыпивший и  бросал свою обувь в  стенку, за которой жила пожилая супружеская пара. Однажды они встретили его в коридор, и он был трезв. Пожилые соседи попросили не  бросать обувь по ночам, так как они просыпаются в ужасе от  неожиданного грохота и далее не могут уснуть до утра. Студент обещал, что больше этого не будет делать. В тот же вечер он опять "надрался" и вновь в полночь метнул свой правый ботинок в стенку. Он приготовился кидать и  левый ботинок, но вдруг вспомнил, что обещал соседям не делать этого, и тихо положил его под кровать. Через три часа раздался стук в стену, стучали соседи и слезно умоляли бросить второй ботинок.

Мы посмеялись и, кажется, поняли. Именно так все и происходило. Французы изнервничались, не высыпались и это отразилось на их работоспособности. А потом, вообще потребовали выдворить американцев с острова! А мы даже не думали, что такие страсти могут быть в научной экспедиции! Но Юра утверждал, что все именно так и было! И только благодаря Ильичу, так оказывается называли руководителя нашей "киевской" команды, удалось загасить конфликт! Кто бы мог подумать. Американцев выселили в отдельное помещение и кое-как уладили конфликт. Думаю, даже если бы эта Тина не была такой миловидной, конфликт все равно бы произошел! Оказалось, что ей на Кергелене исполнилось 18! И, благодаря празднованию этой даты, удалось исчерпать враждебность сторон. Вообще, не просто прожить на оторванном от мира острове полгода, когда до берегов Африки больше сотни миль, а до Антарктиды - не меньше, среди "ревущих сороковых" в окружении морских слонов и пингвинов, пусть даже королевских! От него я узнал, кому подписывал памятный адрес и фото нашего судна. Оказывается, это комендант острова, а губернатором мы его указали по незнанию, господин Амару. Но я знаю, что ему понравилось такое обращение. Мне об этом рассказал кто-то из тех, кто был на приеме. Юра сказал, что наши ученые называли его между собой Сильвупле Омару.

Вообще, французы были весьма приветливыми ребятами, намного приятнее соотечественников. Появление французов внесло некоторое напряжение. Наше руководство постоянно напоминало нам, что это граждане другой страны, ученные. Мы не должны вступать в контакт по своей инициативе и вообще, сдерживать любые эмоции в отношении как иностранных, так и наших ученных. Ходить можно только в "тройке". С одной стороны, это было неплохо - на грязные работы в "тройке" не пойдешь и мы предавались теории, а с другой стороны - чувствуешь себя неуютно.

Купание в бассейне вместе с "наукой" - ни в коем случае! А случай произошел. Почти в полночь мы решили искупаться, в надежде, что никто больше не захочет купаться, кроме нас, в такое время. К тому же, в этот день командные кадры судна совместно с "наукой" устроили банкет. Шум застолья был слышен везде, а значит - люди заняты серьезным делом и до нас им нет никаких претензий. Кто же поменяет шикарный стол на бассейн?

И надо же! Французы! Они были навеселе и, радостно крича что-то, начали прыгать в бассейн, брызгались и даже шутливо пытались топить тех, кто там был... Мы не оставались в долгу. И, как всегда некстати, появился старпом. Свойство появляться не вовремя было его отличительной чертой. Естественно, у него была истерика
- Как вы могли? Что происходит? Немедленно покиньте бассейн! Спорить с ним - дело гиблое! Но тут неожиданно французы вступились за нас. Бородатый, с пышной шевелюрой француз что-то сказал нашему обидчику весьма эмоционально. Они отошли от бассейна. Через время старпом, нехотя цедя слова, промямлил
- Ну, вы, это... чтоб без ЧП…
Веселье длилось не менее часа и закончилось тем, что веселые соотечественники Наполеона вместе с нами отправились в наш кубрик, прихватив пару бутылок вина. Нас инструктировали на этот счет - ни в чем не препятствовать французам! Мы его строго выполнили! Не препятствовали!

В этот день самым популярным словом было change и оно звучало везде на нашей палубе. Шел хаотичный обмен различными сувенирами между нами и французами. Соотечественники Дюма предлагали значки, кстати очень красивые, с гербом Кергелена (комплект - большой и маленький + брелок с изображением этого герба), различные сувениры. Многие из нас остались без ремней - очень они им нравились. Я остался без ремня и очень огорчил мексиканку, которая безуспешно пыталась преобрести такой сувенир. Полный комплект значков и прекрасные, легкие, прочные новенькие ботинки песочного цвета (теперь такие чаще всего можно увидеть у военных) - это результат моих обменов.

Значки Кергелен

Те самые значки с гербом Французской заморской территории Кергелен

Забавная штука произошла с курильщиками. Кто-то из наших ребят попросил прикурить у француза. Вместо спичек тот просто протянул одноразовую зажигалку, как сувенир. В те времена у нас таких не было. Ситуация повторилась. Естественно, желающих получить такой сувенир выросло многократно - закурили даже некурящие. Французы - люди с юмором и сообразили быстро. У них оказались не только зажигалки, но и спички. Вместо зажигалок они начали вручать коробки со спичками, чем внесли посильный вклад в борьбу с курением. Количество курильщиков резко уменьшилось. Конечно, никакого братания быть не могло, да и не предполагалось. Хотя, к примеру, пару вечеров в курсантской столовой французы записывали музыку из "Земли Санникова" и по-дружески угощали горячительными напитками. Такое было… Сухое вино в тропиках было нормой для экипажей судов. Но для практикантов предусматривался сок. И тут как повезет - виноградный, яблочный, томатный. Чаще случалось, что доставался томатный, а он не пользовался большим спросом. Банки хранились в шкафчиках и изредка открывались. Пока на борту были французы, нам вполне хватало того, что у нас всегда было вино. Кто-то один каждый день стоял на разливе. Из огромной бочки надо было наполнять пластиковые фляги для наших гостей. Это было обязательно для их трапезы. Но они не очень жаловали его и большую часть выпили члены экипажа и мы. Виночерпий - должность весьма ответственная, а винные пары очень сильно воздействуют на организм. Поэтому, к вечеру виночерпий с трудом доходил до кубрика. Самое интересное, что никто не проводил рейды по утилизации пивных источников, да и мы ничем не компрометировали себя. Вина хватало всем! Французы, как и наши ученые, не были в претензии, так как у них был неплохой выбор.

Но все хорошее когда-то кончается. Винный источник иссяк. А нам выдали большие жестяные банки с нарисованным на них апельсином, содержащим горькую жидкость и надпись на французском языке. Вместо сока. Первая же банка вызвала негативное отношение и все вдруг вспомнили милый томатный сок. А я вспомнил, что не боги горшки обжигают, что у меня есть опыт в переводе с французского, не зря же я губернатору адрес подписывал. К тому же, каждый читавший "12 стульев" помнит "Же не манж па сис жур". Но этих познаний оказалось мало и пришлось угробить вечер, чтобы понять суть написанного с помощью словаря. Это был сильно концентрированный концентрат, который надо разбавлять газированной водой. На камбузе удалось достать пару бутылей томатного сока. Мне за них предложили несколько банок концентрата. Если нет газировки, то ее можно заменить холодным компотом. Главное - залить и смешать. В кают-компании нашлись трубочки для коктейля! Все думают, что ты пьешь эту горькую отраву и посмеиваются… И все бы хорошо. Но во время просмотра фильма кто-то попросил попить, и… все. Возмущенные массы захотели вернуть свой концентрат и потребовали рецепт использования. Попытки убедить в полезности томатного сока оказались несостоятельными, а жаль…

Верные друзья всегда готовы помочь. Не хотелось идти на ужин. Облом какой-то... Вот и попросил принести что-нибудь съестное. Принесли. Две пластиковые коробочки, но без этикетки. Это как-то не насторожило. Нет этикетки - ну и ладно… Кроме того, на столе материализовалась бутылка вина, что подавали французам. Казалось бы, это даже перебор, хотя весьма кстати! Почему-то все обитатели кубрика и не только с интересом расселись, чтобы посмотреть, как я буду кушать. С чего бы? Что-то здесь не так, но кушать хочется, тем более под вино. Ну, ладно, смотрите.

В коробочке оказалось что-то, на вид как паштет. Вкусно. Да еще с вином. Обе коробочки пошли на ура! Понравилось. И только теперь мне показали этикетку, с изображением лягушки. Всем было интересно, как я прореагирую. Прекрасно! Мне понравилось! Но восторг показывать не стоит… иначе больше не принесут!

Почему-то вспомнился старый анекдот. Президент США Тафт, когда ему предлагали на выбор 5 и 10 центов - всегда брал 5. Друзья пытались убедить, что он не прав, что 10 центов - лучше. Его ответ был очень прагматичным
- Если только я возьму 10, то кто же мне будет что-то предлагать.
Анекдот мне нравился, поэтому без восторга я ответил, что кушать можно… и не пожалел об этом. Еще несколько раз не ходил на ужин и просил друзей принести что-то, и…приносили! Каждый получал свое! Они веселились, а я… ел вкусные деликатесы! Кстати, я так и остался поклонником французских деликатесов.

Во время стоянки на Кергелене произошло ЧП с одной из буфетчиц. Ей понадобилась срочно операция. И по согласованию с властями ее оставили на острове. А судно взяло курс на Маврикий. Время пролетело быстро, хоть нас и покачало, но тем не менее мы вскорости оказались на рейде Порт-Луи.

Маврикий. Это был пункт доставки французов.Что интересно - я его до сих пор ассоциирую с запахом. Когда мы стояли на рейде, не знаю почему, но мне очень нравился запах, исходящий со стороны острова. Позднее этот запах мне напоминал дезодорант "Fa". Очень приятный запах, чтобы наслаждаться им, целую ночь провалялся на брезенте, укрывавшим швартовые концы.

А вот поход в увольнение меня разочаровал. Думаю, мы появились не в том месте и не в то время. Было очень жарко и открытая канализация не имела ничего общего с запахом дезодоранта "Fa", а пахло тем, что попадало в эту канализацию. Прогулка в город не вызвала приятных воспоминаний и я для себя вспоминаю только те ночные запахи. Другие воспоминания не вызывают ностальгии. Запомнилось, что несколько человек ездили на рыбалку и, кроме прочего, привезли много кораллов. Желающие сделать из них сувениры нашлись. Я тоже отмачивал их в каком-то растворе, по-моему из хлорки, но результат оказался нулевой.

А вот рыба запомнилась.Не знаю, какую они ловили, но одна была какая-то необычная, почему-то вспомнилась фугу - японская чудо-рыба, готовить которую можно лишь при наличии сертификата. Судовой повар Валик Уксус (так его называли) вызвался приготовить ее. Желающих отведать оказалось, кроме меня, еще двое. Валик утверждал, что будучи в Нагасаки научился готовить фугу. Соврал, конечно, но рыба оказалась изумительной! Очень вкусная, а с французским вином - польчики оближешь! Не уверен, что это была фугу, но и утверждать обратное не буду.

28 французов сошли на берег с криками "Кергелен, вернись!" (так, по крайней мере, нам перевели). Почему уточняю? Потому что жест, которым они пдкрепляли свои крики, у нас означает нечто другое. Согнутая в локте рука и в изгибе руки вторая

Кврта острова Реюньон

Следующий порт Порт-де Гале.на острове Реюньон, еще одной заморской территории Французской республики.

Итак, Порт-де Гале, хотя пишется совсем по-другому, недалеко от основного города острова Сен-Дени. Нас ставят в военную гавань, хотя, возможно, она одна здесь. Вывод я делаю из того, что на противоположной стороне швартуются три военных корабля SUFFREN, CHAMPLAIN и KERSAINT. Красивые, свежевыкрашенные, утыканные антенами и различными установками. Появилось желание обменяться с каким-нибудь матросиком кепками и приобрести мицу с красным помпончиком .Конечно, ходить в ней вряд ли было реально в мореходке, но как сувенир - класс! Увы! Французов, пока мы находились у причала, не увольняли. Наши командиры и оставшаяся "наука" уехали в Сен-Дени и можно было выйти в город. Те, кто уже выходил, не советовали. Обычный, скучный, ничем не примечательный. И решение созрело - пляж! В этом нас поддержал и шеф. В х/б, не переодеваясь, одев шлепанцы-вьетнамки, двинулись по берегу. Пляж - выход к океану, с прекрасным песком.

На пляже в Сен-Дени

Совсем рядом, какие-то лачуги из сомнительных стройматериалов. Возле нас терлись маленькие негритосы и мы им отдали все, что взяли с собой как сухпаек. А они угостили нас чем-то вроде самогона. Сделав по глотку, мы отказались. Не то! Прекрасно искупались, позагорали и вернулись на судно.Отдохнули и… прилегли поспать.

Стоянка не продлилась долго. Еще на Маврикии каждый написал письмо домой, с тем, чтобы письма вбросили в Киеве патоновцы. Теперь предстоял путь назад, к родным берегам, в родное полушарие. Снялись с якоря и по знакомому маршруту - в обратном направлении с перспективой захода в Лас-Пальмас. Потянулись будни, скрашенные учебой, работой в машинном отделении и писаниной отчетов о практике. Каких-то знаменательных событий не произошло. Второе пересечение экватора - это уже не праздник. Просто вечером вспомнили, как проходили первый раз. К тому же, совершенно случайно обнаружили бутылку вискаря… по чуть-чуть и баиньки. Шеф пару раз собирал отчеты и каждый раз мы получали заслуженное. К тому же, старпом здорово въелся в нашу группу и постоянно доставал замечаниями. По этому поводу наш шеф высказал все, что о нем думает. Все это - будни.

Мы все ближе к Канарским островам и это событие вытесняет другие темы. На судне приподнятое настроение. И это не случайно! Завтра мы подходим к острову Гран-Канария. А там всем известный Лас-Пальмас. Но счастье, как известно, улыбается не всем, не всегда и не везде. Так и в этом случае. Снова ввели мораторий для нашей группы. И снова, благодаря нашему шефу, я иду в увольнение. А поскольку это увольнение связано с покупками, то придется взять на себя закупки для тех, кто выйти не смог. Увольняемся как и на Маврикии, по гражданке. В порт нас доставляет катер. Земля под ногами и - вперед по магазинам!

Уже за несколько дней до того, как подойти к порту, тема Лас-Пальмаса витала во всех уголках судна. Бывалые моряки делились впечатлениями о предыдущих посещениях порта. Естественно, что подобные разговоры превалировали над другими темами. Лас-Пальмас - мечта каждого советского моряка. Такой же желанный, как Сингапур. Город, напичканный магазинами с русскими названиями, русскоговорящим персоналом, товарами "для русских", где, как на базаре, можно торговаться и, оставив свои покупки, знать, что их доставят тебе на судно в указанное время.

Лас-Пальмас - основной порт острова Гран-Канария и база рыболовецких флотилий. Заход в порт одной из флотилий может сильно повлиять на ценообразование в магазинах для моряков. Здесь ходит валюта всего мира и наши рубли имеют покупательную стоимость. Здесь нельзя соглашаться на предложенную цену и аргументы произносятся на материнском языке, как покупателем, так и продавцом. Здесь одна и та же вещь,в разных магазинах стоит по-разному и то, что в одном магазине дешево, в другом - дороже. Здесь могут дать на презент зажигалку, а могут - блок жвачки или бритвенный станок, виски или очки. Все зависит от удачи, от настроения торговца, от твоей уверенности и желания добиваться своей цены и... от того, сколько рыбаков из Мурманска вышли на берег.

Магазины "Маяк", "Космос", "Лайка", "Венера". И в каждом люди, знающие русский язык и, что язык, знающие людей из твоего города и передающие им приветы. Здесь, главное, не растеряться и не спешить. И вот, когда ты уже знаешь, что, где и как, от тех, кто уже здесь побывал и определился в приоритетах - тогда ты готов. Естественно, твои запросы должны быть под стать твоим возможностям, т.е. наличию песет с изображением каудильо. Чем больше песет, тем больше возможностей. Если же ты практикант, то возможности твои не столь велики и ты исходишь из того, что есть и полагаешься исключительно на удачу!

Первая группа, посетившая эту Мекку русского торгового и рыболовецкого флота более-менее внятно обрисовала обстановку и цены на основные товары. Покупки делятся на две категории, одна - на продажу, а это кримплен, мохер, зонтики - и на себя и своих близких,- очень всем нравились ремешки 007, рубашки, жвачка, зажигалки. Главное, как говорили бывалые, удержись от первой покупки, не хватай сразу, руби цену. Вооруженный этим опытом, я шагнул в первый магазин. Не очень большой, но довольно плотно забитый товаром. И сразу же в глаза - ремень 007 с леопардовым поясом. Торговцы - ребята наблюдательные, все замечают и вычисляют на раз.
-140 песет!
Именно такую цену мне и назвали побывавшие.
- Нее… 50, или мы уходим!
Я сам не ожидал, что скажу так. Он хохочет.
- А ты откуда?
- Из Херсона!
- Тюлька или централка?
- Централка... ну так как?
- Ладно...так и быть... 60 и по рукам!
А я бы и на 100 согласился! Так вот, значит, как надо! Но торговцы ребята ушлые, уступив одному,
они зарабатывают на другом и, если тебе сделали уступку, то ты морально обязан здесь купить еще что-то. В каждом магазине своя атмосфера, свои подходы.

Вот ввалились подгулявшие рыбаки. Все! Цены поменялись. Не всегда они платят песетами. Прессы наших червонцев в руках рыбачков не вызывают возражений у торгашей. Мы уже не кажемся им покупателям. Покупатель тот, у кого есть деньги! С этим не поспоришь, да мы и не собираемся. Мы идем дальше. Основными путеводными звездами для нас являются вывески на русском языке и родная речь. Город находился в "оккупации" наших моряков. Их можно было встретить везде. Вообще, казалось, что мы находимся в каком-то нашем городе.с иностранными витринами. Увольнение закончилось так же быстро, как и деньги на покупки.

Совершенно случайно у меня в кармане оказался смятый наш родной трояк. Шутки ради, в ожидании отошедших друзей, я зашел в ближайший "русский" магазин. Продавец понимающе подмигнул и предложил за мою "валюту" бритвенный станок. Неожиданно и, надо сказать, приятно. Больше у меня ничего не было. Продавец оказался большим знатоком Херсона и ребят из рыбтюльки. К сожалению, общих знакомых у нас не оказалось.Тем не менее, мы остались довольны друг другом. Часть покупок нам доставили на судно, что было весьма кстати. Не стоит наверное описывать подробно покупки, но могу сказать - этикетки от жвачки "Adams" украсили многие места на судне.

Дальше наш путь к берегам солнечной Франции. В Марсель. Марсель. Прекрасный город. Сразу вспоминается остров Иф и выстрелы его пушек, граф Монте-Кристо, парусник "Фараон", спешащий в порт… Все это в прошлом. Марсель - предпоследний порт нашей эпопеи и, как бы прикосновение к Европе. Погода стоит мрачноватая - моросит дождик. Сколько простоим - никто не знает, но надеемся, что не долго. Ущемлений по поводу увольнения нет. Поэтому надо решить один вопрос. Есть два варианта - прогулка по городу и экскурсия, в частности в Нотр-Дам де ля Гард. Очень хотелось на экскурсию, но увы! Не везет мне во всех этих розыгрышах. Ладно, погуляю… В город пошли не сразу, а где-то на третий день. Экскурсанты поехали на автобусе и остались весьма довольными. Я могу их понять. Марсель - исторический город и в нем есть что посмотреть. Кинулся в библиотеку - а вдруг там есть "Граф Монте-Кристо". Зачем? Захотелось вдруг найти какие-нибудь ориентиры Эдмона Дантеса. Книги не оказалось и пыл пропал. Понимаю, что выглядело это смешно…

Идем в город. Хорошо, что можно идти в "тройке" - самой ходовой форме. Куда идем? Просто прогуляться! С нашими деньгами не пошикуешь, да мы на это и не надеемся. Дождик то капает, то прекращается. До города лучше всего проехать автобусом - 3 франка. Была дикая идея - поехать в Париж! Электричка из Марселя в Париж - 4 часа езды! Хватило бы 12 часов - туда и назад, чтобы пройтись где-нибудь по Монмартру. Бредовая, но красивая идея! Денег все равно нет! И кто же отпустит? На ум приходит - увидеть Париж и умереть! Как сказал на это наш шеф
- Осуществлять бредовые идеи можно, только получив диплом мореходки...и лучше мысленно, чтобы не отвлекаться от реальных возможностей! Не стоит делать выводы, исходя из своих, пусть и красивых заблуждений!
А реальность - это Марсель и мы идем по его улицам. Красавец Жан-Поль Бельмондо взирает с рекламы кинотеатра, ну как не составить ему компанию, хотя бы на фото? А почему бы и нет? Приятно увидеть себя в такой компании… Но время бежит неумолимо, герои Дюма давно не появляются на улицах Марселя и мы решаем возвращаться на родной УПС. Франция прекрасна, но мы уже хотим домой. Наше судно держит курс на Сардинию.

Марсель. На фоне Бенльмондо

Еще когда мы подметали своими клешами Деребасовскую и другие улицы красавицы Одессы, то совершенно случайно забрели в книжный магазин. Казалось бы, мы идем во французские территориальные владения и не мешало бы купить какой-нибудь русско-французский букварь. Это логично. Но на глаза попался русско-итальянский разговорник. Чем он привлек внимание - не помню. Но именно его и купил. Он пролежал среди книжек весь рейс и только сейчас я о нем вспомнил. Сардиния - это же Италия! Что там самое необходимое? Коме ста?...конечно нужно. Но что должен знать любой моряк, ступивший на итальянскую землю. Ну, конечно же - кванта коста? И, желательно научиться считать, хотя бы до ста…

Итальянские лиры - смешная валюта, которая имеет ценность, начиная с тысячи. Одного вечера хватило, чтобы выучить несколько фраз и чувствовать себя уверенно. Так небрежно изречь
- Аскольтатеми, пер фаворе, синьорита! Датеми, перфаворе, уно блоко сигарето!
Может не совсем правильно, не то произношение, но…по-итальянски! Вечер перед приходом в Кальяри посвящаю постижению латинской премудрости. Коллеги посмеиваются
- Завтра будешь переводчиком…чичероне!
А что... почему бы и нет? Посмотрим…

В порт нас ставить никто не торопится. Болтаемся на рейде. У итальянцев что-то вроде забастовки. Стоим и гадаем - последний ли это порт перед домом. Кто-то усиленно доказывает, что пойдем еще в Ливию - в Бенгази или в Ливан - в Бейрут. Не знаю как кто, а я не против. Сегодня вводили генераторы в параллель, изучали ГРЩ. Все-таки, практика не прошла даром. Не скажу, что мы постигли вершин специальности, но сдвиги существенные и судовыми электриками работать уже смогли бы. Даже полученные "корочки" моториста 2 класса получены не просто так. Этот факт признал наш старший моторист Валера Замота… Сегодня, в рамках написания отчетов за практику, мы его немного попрессовали вопросами по судовым механизмам, чем очень удивили.
– Если вы не состоитесь как электрики, что маловероятно, то уж мотористами 2 класса вас возьмут - вынес он вердикт и это прозвучало довольно весомо. А вот вечером некоторым захотелось украсить себя татуировками. Тушь, иголки, нитки….Не люблю я это дело, но не устоял перед просьбой. Якорь между большим и указательным пальцем - у многих моряков такие, и SOS на предплечье. У каждого свои причуды. Останется память обо мне, об УПСе, о Кергелене… А завтра надеемся сойти на берег, но сначала надо войти в порт. Все-таки стоять на рейде - удовольствие ниже среднего, к тому же смущают слухи о дальнейшем пути.

Тем не менее, утро началось с развода на работу и учебу. Если честно, то мы расслабились и энтузиазм наш весьма условный. Но и члены команды тоже не горят желанием совершать трудовые подвиги. Даже старший моторист, у которого мы сегодня в подчинении, достаточно лояльный и не требует полной отдачи в чистке всевозможных "железяк". Мы больше с ним о жизни болтаем. Что-то его понесло по воспоминаниям, о курсантских годах, а он ненамного старше нас, хотя уже морской волк. Закончил одесскую мореходку и понимает нас как никто. В таком ключе работа не в тягость. А в обед мы вошли наконец-то в порт. Порт как порт - ничего особенного. У нашего босса нашлись другие занятия и он намекнул, что если нас сегодня не увидит, то не расстроится. Не хочется огорчать хорошего человека. С утра решаем, кто и когда идет в город. Поскольку мне в первую смену, я имею шанс проверить свое знание итальянского языка.

Впереди - полицейские. Я знаю, что им надо предъявить паспорта. Важно вручаю.
- Бон джорно, синьоре! Пер фаворе! Коме арриваре ин читта, пер фаворе?
Они удивленно улыбаются и, даже не взглянув в паспорта, начинают что-то быстро говорить. У итальянцев разговор всегда сопровождается жестикуляцией. Не понимаю их речь, но по движению рук понимаю направление. А также улавливаю страда - улица и площадь - пьяца. Важно "перевожу"
- Нам надо идти по этой улице к площади…
Перевод, скорее, касается их рук, но выглядит круто. Как и в любом языке, в итальянском многое заменяет – извините, пожалуйста - эскузо пер фаворе… а дальше начинаем громко говорить и показывать руками. Работает! Для посещения магазина есть очень важные слова - пер фаворе, дамми, дайте пожалуйста и покажите пожалуйста- пер фаворе мостра. Отнюдь не блистательные знания, но при правильном использовании дают хороший результат. А так как денег у нас - кот наплакал, что-то около трех тысяч лир, притом, что джинсы стоят около семи тысяч, то, как покупатели, мы были несостоятельны. Правда, меломаны покупали диски и были весьма довольны. Отсутствие денег - не повод не ходить по магазинам. Мы добросовестно обошли те, что попадались на пути. Возможно, у нас на пути встречались и исторические места, но мы об этом так и не узнали. Прогулка по городу - тоже не плохо. Наверное, можно было более содержательно провести время… наверное.

Возвращение на судно без проблем. Приветливые карабинеры не стали смотреть наши паспорта и мы ступили на трап нашего судна. Кажется, это последний порт в нашем путешествии и можно готовиться к встрече с Родиной. Да, всегда готовы! Теперь лишь одно желание - посмотреть Босфор при свете дня!

Есть еще кое-что и это - экзамен.Оказалось, что все не такое, каким кажется и надеясь на лучшее, будь готов к худшему.Так вышло и с экзаменом. Стармех пришел взвинченным и решил отыграться на нас... и отыгрался. В результате, пострадавшие получили за практику "4", я в том числе. Но горевать по этому поводу причин не нашел, как и другие.

Наш шеф предложил напоследок сделать шарж-газету, где изобразить всех членов экипажа. Идея пришлась по вкусу и мы всю ночь ее воплощали в жизнь. Ничего обидного в ней не было, но некоторые, включая "деда" обиделись, и зря! Многим, большинству, она понравилась! Босфор посмотрели, хотя не в полном объеме. Но мы надеемся увидеть его еще не раз.

Наш порт прибытия - Ильичевск! Сгущенка, из настоящего молока, по цене 55 копеек - вкуснейшее лакомство курсантов, где бы они не находились. Когда мореходка "осваивает" колхозные поля - это значит, что сгущенка в магазине уничтожается в неимоверных количествах, то же происходит везде, и судно - не исключение. И вот, эта вкусняшка чуть не стала причиной огромной неприятности, хотя это мягко сказано.

Накануне прихода в Ильичевск двое наших судоводов нежданно-негаданно решили угостить обитателей нашего кубрика сгущенкой. Просто так, без причины… Почему бы и нет? Практика подходит к концу и на горизонте очертания родных берегов. Весьма похвально и вкусно. Быстро сделав нужные отверствия, мы весело поглотили угощение. Банки остались на столе. А утром, опять же нежданно-негаданно было объявлено о построении всего курсантского состава на палубе. Не на подъем флага или для какого-то конкретного мероприятия. Срочно всем собраться - без подробностей и объяснений. В темпе одевшись, все поспешили на палубу. Там уже находился старпом и наши руководители практики. Их лица были хмурыми и было ясно, что пряниками угощать нас не будут. Очень зловещим голосом старпом объявил, что на днях был взломан ящик НЗ одной из шлюпок. А это преступление! Уголовное преступление, сурово наказываемое на флоте. Похищено содержимое, включая неприкосновенный продуктовый паек…, включающий сгущенку. Каждая банка, как оказалось, имеет штамп, по которому легко найти похитителей. Естественно, все, кто каким-то образом причастен к случившемуся, будут наказаны! И, как молния пронзила мозг - сгущенка! Не ее ли нам преподнесли в дар? Не зря говорят - бойся данайцев, дары приносящих! А мы лохонулись, даже не поинтересовавшись - откуда дровишки..? Сейчас, пока мы стоим здесь, в каютах курсантского состава идет обыск с целью поиска похищенного. Если... даже не хочется думать об этом. Время тянется неимоверно медленно, напряжение растет. Противный холодок по телу. Любишь медок - люби и холодок. Кажется, пословицы будут преследовать весь день. Ищу глазами "дарителей" - их не видно, интересно, где они? Кажется, нашли! Нет, не у нас… Совсем в другом месте, и даже определили похитителей. Оказалось, что это те двое, кто угощал нас, и, как оказалось, не только нас! И оприходовали они не только шлюпку, а также сумели вскрыть несколько чемоданов, хранящихся в камере хранения в коридоре. Как они это сделали - не имею представления. Неприятный момент. Кто догадался убрать злосчастные банки - до сих пор не знаю. А ведь никому и в голову не пришло осматривать эти банки. Почти что медовая ловушка. Наверное, судьба пожалела в последний момен, и я ей благодарен за это.

Практика подошла к концу. Была она интересной, познавательной и даже увлекательной! Жаль, что мало сохранилось памяток о ней. Остается память.



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора