Главная • Проза • Рассказы Виктора Шаповала (6)
Эту небольшую книжку я купил случайно на улице? у лотка с книгами. Люди равнодушно проходили мимо лотка с книгами, не обращая внимания. Я тоже, наверное, ушел бы, потому что то что искал, того не было. Эта книга лежала в сторонке.
- Возьмите, не пожалеете - думаю, продающий эти книги пожилой мужчина всем так говорил. И я взял… и не пожалел. Андрэ Моруа "Фиалки по средам", сборник рассказов. На первый взгляд, занимательные короткие рассказы, но… "Рождение знаменитости" я прочитал дважды. Этот короткий рассказ - ответ на многие вопросы, которые я не мог найти очень долго. Это шедевр! Я понял в чем секрет успеха Сальвадора Дали, Модильяни, Марка Шагала и, самое главное, это секрет успеха полотна Казимира Малевича "Черный квадрат"! Прочтите, и вы тоже, как и я, это поймете! Я восхищен простой фразой - А вы видели как течет река? Конечно, если вы не читали рассказ, то она вам ни о чем не скажет, но если читали, то все станет ясно. Конечно, можно сжато пересказать содержание, но считаю это нецелесообразно. Прочтите и убедитесь, что в этом коротком рассказе вы найдете ответы на многие свои вопросы.
Как стать знаменитым? Разве не об этом мечтают многие? И в чем сила этой простой фразы-вопроса - А вы видели как течет река? - Вы хотите понять откуда появляются "звезды" и кто их зажигает? Иногда удивляет, что талантливые люди после творческого взлета вдруг опускаются до того, что "лепят" посредственные вещи и уже не могут подняться как творцы. Мое мнение, конечно, субъективно и не является истиной в последней инстанции. Написал я это, увидев одно из полотен Пикассо.
Думаю, что те, кто читал рассказ Андрэ Моруа, смогли бы тоже продать это полотно за столь астрономическую сумму в 27 миллионов долларов! Нормальному человеку трудно даже описать ЧТО ЭТО и КАК НАЗЫВАЕТСЯ? Но, тем не менее, это - шедевр! И называется он "Купальщица". И очень хорошо,что у него есть название! Иначе.трудно было бы понять. Как и эти полотна
Возможно ,что ответы есть в цитатах самого Пикассо, таких как "Хороший вкус - худший враг творчества". Не мое дело судить признанного гения, я лишь хотел поделиться своим открытием, вернее не своим, а Андрэ Моруа. Мне очень жаль, что я так поздно прочел его рассказ, но лучше поздно, чем никогда. Пикассо - не один такой гений, которого оччень трудно понять, а в некоторых случаях вообще невозможно. "Черный квадрат" Малевича не менее спорный шедевр. Глядя на него, всегда вспоминаю старый анекдот… Пять раз за ночь.воры похищали шедевр Малевича "Черный квадрат" и только благодаря сторожу дяде Васе каждый раз удавалось восстановить похищенное.
Возможно, ответ скрыт, опять же в высказывании Пикассо "Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно, но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом превращают желтое пятно в олнце."
Возможно. Но я твердо убежден, что гениальность многих шедевров,решила фраза
- А вы видели как течет река? Которая сыграла огромную роль в судьбе художника Пьера Душа из рассказа "Рождение знаменитости". Андрэ Моруа написал немало произведений и по праву считается великим писателем. Но, именно этот небольшой его рассказ произвел на меня огромное впечатление и помог понять то, о чем я только догадывался. Думаю, все, кто его читал разделяют мое мнение. Прочитайте-не пожалеете!
Художник Пьер Душ заканчивал натюрморт-цветы в аптечной склянке и баклажаны на блюде,- когда в мастерскую вошел писатель Поль-Эмиль Глэз. Несколько минут Глэз смотрел, как работает его друг, затем решительно произнес:
- Нет!
Оторвавшись от баклажанов, художник удивленно поднял голову.
- Нет, - повторил Глэз.- Нет! Так ты никогда не добьешься успеха. Мастерство у тебя есть, и талант, и честность. Но искусство твое слишком обыденно, старина. Оно не кричит, не лезет в глаза. В Салоне, где выставлено пять тысяч картин, твои картины не привлекут сонного посетителя... Нет, Пьер Душ, успеха тебе не добиться. А жаль.
- Но почему? - вздохнул честный малый. - Я пишу то, что вижу. Стараюсь выразить то, что чувствую.
- Разве в этом дело, мой бедный друг? Тебе же надо кормить жену и троих детей. Каждому из них требуется по три тысячи калорий в день. А картин куда больше, чем покупателей, и глупцов гораздо больше, чем знатоков. Скажи мне, Пьер Душ, каким способом ты полагаешь выбиться из толпы безвестных неудачников?
- Трудом,-отвечал Пьер Душ,- правдивостью моего искусства.
- Все это несерьезно. Есть только одно средство вывести из спячки тупиц: решиться на какую-нибудь дикую выходку! Объяви всем, что ты отправляешься писать картины на Северный полюс. Или нацепи на себя костюм египетского фараона. А еще лучше - создай какую-нибудь новую школу! Смешай в одну кучу всякие ученые слова, ну, скажем, - экстериоризация, динамизм, подсознание, беспредметность - и составь манифест
1. Отрицай движение или, наоборот, покой; белое или (93) черное; круг или квадрат-это совершенно все равно? Придумай какую-нибудь "неогомерическую" живопись, признающую только красные и желтые тона, "цилиндрическую" или "октаэдрическую", "четырехмерную", какую угодно!..
В эту самую минуту нежный аромат духов возвестил о появлении паниКосневской. Это была обольстительная полька, чьи синие глаза волновали сердце Пьера Душа. Она выписывала дорогие журналы, публиковавшие роскошные репродукции шедевров, выполненных трехгодовалыми младенцами. Ни разу не встретив в этих журналах фамилии честного Душа, она стала презирать его искусство. Устроившись на тахте, она мельком взглянула на стоявшее перед ней начатое полотно и с досадой тряхнула золотистыми кудрями.
- Вчера я была на выставке негритянского искусства Золотого века! - сообщила она своим певучим голосом, раскатывая звонкое "р". - Сколько экспрессии в нем! Какой полет! Какая сила!
Пьер Душ показал ей свою новую работу - портрет, который он считал удачным.
- Очень мило, - сказала она нехотя. И ушла... благоухающая, звонкая, певучая и разочарованная.
Швырнув палитру в угол, Пьер Душ рухнул на тахту.
- Пойду служить в страховую кассу, в банк, в полицию, куда угодно!-заявил он. - Быть художником - последнее дело! Одни лишь пройдохи умеют завоевать признание зевак! А критики, вместо того чтобы поддержать настоящих мастеров, потворствуют невеждам!; С меня хватит, я сдаюсь.
Выслушав эту тираду, Поль-Эмиль закурил и стал о чем-то размышлять.
- Сумеешь ли ты, - спросил он наконец, - со всей торжественностью объявить Косневской и еще кое-кому, что последние десять лет ты неустанно разрабатывал новую творческую манеру?
- Я разрабатывал?
- Выслушай меня... Я сочиню две-три хитроумные статьи, в которых сообщу нашей "элите", будто ты намерен основать "идео-аналитическую" школу живописи. До тебя портретисты по своему невежеству упорно изучали человеческое лицо. Чепуха все это! Истинную сущность человека составляют те образы и представления, (94) которые он пробуждает в нас.
Вот тебе портрет полковника: голубойс золотом фон, на нем - пять огромных галунов, в одном углу картины - конь, в другом - кресты.
Портрет промышленника - это фабричная труба и сжатый кулак на столе. Понимаешь теперь, Пьер Душ, что ты подарил миру? Возьмешься ли ты написать за месяц двадцать "идео-аналитических" портретов? Художник грустно улыбнулся.
- За один час, - ответил он. - Печально лишь то, Глэз, что, будь на моемместе кто-нибудь другой, затея, возможно, удалась бы, а так...
- Что ж, попробуем!
- Не мастер я болтать!
- Вот что, старина, всякий раз, как тебя попросят что-либо объяснить, ты, не торопясь, молча зажги свою трубку, выпусти облако дыма в лицо любопытному и произнеси эти вот простые слова: "А видели вы когда-нибудь, как течет река?"
- А что это должно означать?
- Ровным счетом ничего, - сказал Глэз. - Именно поэтому твой ответ покажется всем необычайно значительным. А уж после того, как они сами изучат, истолкуют и превознесут тебя на все лады, мы расскажем им про нашу проделку и позабавимся их смущением.
Прошло два месяца. Выставка картин Душа вылилась в настоящий триумф.Обворожительная, благоухающая, певуче раскатывающая звонкое "р" пани Косневская не отходила от своего нового кумира.
- Ах,- повторяла она,- сколько экспрессии в ваших работах! Какой полет!
Какая сила! Но скажите, дорогой друг, как вы пришли к этим поразительным обобщениям?
Художник помолчал, не торопясь закурил трубку, выдохнул густое облако дыма и произнес:
- А видели вы когда-нибудь, мадам, как течет река? Губы прекрасной польки затрепетали, суля ему певучее раскатистое счастье.
Группа посетителей обступила молодого блистательного Струнского в пальто с кроличьим воротником.
- Потрясающе! - горячо говорил он.- Потрясающе! Но скажите мне, Душ, откуда на вас снизошло откровение? Не из моих ли статей? (95)
Пьер Душ на этот раз особенно долго молчал, затем, выпустив в лицо Струнскому громадное облако дыма, величественно произнес:
- А видели вы, дорогой мой, как течет река?
- Великолепно сказано! Великолепно!
В эту самую минуту известный торговец картинами, завершив осмотр мастерской, ухватил художника за рукав и оттащил в угол.
- Душ, приятель, а ведь вы ловкач! - сказал он.- На этом можно сделать карьеру. Беру вашу продукцию. Только не вздумайте менять свою манеру, пока я вам не скажу, и я обещаю покупать у вас пятьдесят картин в год... По рукам?
Не отвечая, Душ с загадочным видом продолжал курить. Постепенно мастерская пустела. Наконец Поль-Эмиль Глэз закрыл дверь за последним посетителем. С лестницы доносился, понемногу отдаляясь, восхищенный гул. Оставшись наедине с художником, писатель с веселым видом засунул руки в карманы.
- Ну как, старина,- проговорил он,- ловко мы их провели? Слыхал, что говорил этот молокосос с кроличьим воротником? А прекрасная полька? А три смазливые барышни, которые только и повторяли: "Как это ново! Как свежо!" Ах, Пьер Душ, я знал, что глупости человеческой нет предела, но то, что я видел сегодня, превзошло все мои ожидания.
Его охватил приступ неукротимого смеха. Художник нахмурил брови и, видя, что его друг корчится от хохота, неожиданно выпалил:
- Болван!
- Я - болван? - разозлившись, крикнул писатель.- Да сегодня мне удалась самая замечательная проделка со времен Биксиу!
Художник самодовольно оглядел все двадцать идео-аналитических портретов.
- Да, Глэз, ты и правда болван,- с искренней убежденностью произнес он.- В этой манере что-то есть... Писатель оторопело уставился на своего друга.
- Вот так номер! - завопил он. -Душ, вспомни! Кто подсказал тебе эту новую манеру?
Пьер Душ помолчал немного, затем, выпустив из своей трубки густое облако дыма, сказал:
- А видел ли ты когда-нибудь, как течет река?
Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора |