Выускники Херсонской мореходки

 

Главная • Проза • Сергей Никольский - "Все не так, Михалыч!" (27)

A
B
     

 

ЭПИЛОГ

Во мне скрывается еще один
человек, который постоянно
сердится на меня
.                     

Томас  Браун       

 

… Сергей Михайлович остановился.
Склон оказался крутоват.
Веками кто-то сооружал из этих огромных каменных глыб подобие ступеней, взбираться по которым было весьма обременительно даже для        молодых,а ведь рядом продолжали восхождение на вершину и пожилые люди, порой совсем бабушки.
До рассвета оставался один час.
Необходимо преодолеть лишь каких-то сто – сто пятьдесят метров.
В его распоряжении еще было немало времени, чтобы подумать и помечтать.
Сергей Михайлович взглянул на небо.
Такого ясного и отчетливого экрана Галактики он не видел никогда и
нигде.
Он не мог оторваться от этой картины и забыл обо всем на свете.
С.М. думал о Волосах Вероники и о Диадеме на ее голове. *

*Созвездие Северного полушария. ?-звезда – Диадема.

“Где вы? Как мне найти вас среди 88-ми созвездий? ”
Он понимал, что скоро ступит на важнейшую вершину в своей жизни, и от этого на душе становилось тревожно и трепетно.
Внезапно на небе появилась яркая комета.
Она потрясла Сергея Михайловича своим неожиданным возникновением.
Многие вокруг него молча смотрели ввысь, но он готов был поклясться, что это была его комета и никто, кроме С.М. ее не наблюдал.
Он где-то читал, что длительность ее вспышки колеблется в пределах 12-ти секунд, а длина хвоста может достигать десятков млн. км.
На свою комету Сергей Михайлович завороженно смотрел не более нескольких секунд, но он успел загадать заветное желание.
Оно было простым.
Становилось довольно холодно.
На высоте около семи тысяч футов да еще и ночью это неудивительно, вот почему Сергей Михайлович вновь всомнил своего гида и не пожалел, что захватил с собой одеяло.
Паломники укутывались кто во что горазд, никого это не смущало.

63

Сергей Михайлович продолжал смотреть на небо.
У него не оказалось сил сдвинуться с места.
Но он знал, что он Был, он знал, что он Есть!
Синайская гора.
О ней можно было писать бесконечно.
Это вечность.

Почему ангел Яхве указал Моисею на вершину именно этой горы?
Кем была построена старая часовня на ее вершине?
Синайскими монахами?
Где остатки первых скрижалей, разбитых в гневе Моисеем, которые он принес, спустясь с этой горы?
Почему каменных досок с десятью заповедями, врученными Моисею Богом, было две?
Не хватило для текста одной?
И почему по еврейским преданиям каждая скрижаль имела форму куба? Какие исторические события отражены в Библии (Исход)?

…На вершине обосновался какой-то особый холод, сковывавший на полненные необъяснимым чувством сердца людей, ожидавших рассвета и думавших только об одном – сейчас за ними наблюдает Всевышний!
Сергею Михайловичу представилось, как колеблется гора в установленный день, о котором сообщил Моисею ангел.
Народ в безумии толпится возле горы.
Разражается гроза. Моисей всходит на гору, где и получает скрижали.
Люди в страхе отступают от горы, Моисей же « вступает во мрак, где Бог ».
…Сергей Михайлович брел вместе с паломниками по пустынной дороге
Синая к монастырю Св.Екатерины.
Он еще раз оглянулся на гору и ему не поверилось, что совсем недавно он стоял на ее библейской вершине.

Он не вспоминал современных морских пассажиров, отбывающих на судне срок и повышающих свой рейтинг в стаде новым приобретением. Он думал о тех, кто в бушующем ночном океане крепит окровавленными руками судовые снасти, кто несмотря ни на что, весь залитый штормовой волной не побоялся выйти на палубу, чтобы попытаться спасти родной корабль, кто в последний миг, в страшную грозовую погоду, с ужасом и мольбой в глазах смотрит на небо и видит на топе высокой мачты вспышки огней Святого Эльма.

 

Послесловие

Как-то поздним вечером сэр Пол Мак-Картни зашел вместе со своей невестой Хитер Миллс в один из венских баров пропустить стаканчик.
Пианист как раз только закончил играть, и Мак-Картни заметил на пианино оставленные им ноты. Он взял их и стал перелистывать.
Вскоре он прочитал:  “Hey Jude”  by John Lennon.
“О, Господи, – подумал он, – это как раз то, о чем я больше всего беспокоился!”
Так кто же все-таки написал эту песню?
Если Леннон, то почему Пол так подумал?
Если Мак-Картни, то почему там стояло только имя Леннона, ведь ошибки быть не могло?

Не пытайтесь найти ответ на этот вопрос – он имеет очень глубокие корни и сделать это сумеет лишь тот, кто до мельчайших подробностей знает историю “Битлс”.

Кстати, по поводу Yesterday, навечно занявшей первые места во всех мало-мальски состоятельных  хит-парадах, Леннон однажды произнес:
– Я ведь не имею никакого отношения к этой песне.
Но оставим музыку.
Так кто же все-таки написал эту книгу – я или Сергей Михайлович?
Если я, то почему повествование ведется от лица Сергея Михайловича? Если это сделал он, то кто я ?
А вот на этот вопрос читатель уже получит исчерпывающую информацию. 
Ну прежде всего о Сергее Михайловиче. 

Знаю, что найдутся  любители, которые будут упрямо подсчитывать – сколько раз рассказчик повторял его имя и отчество.
Что ж, статистика кому-то тоже полезна, лишь бы не возмущала их.

Сразу скажу, что делал это умышленно, акцентируя внимание на возрасте.
Пояснить?
Пожалуйста.
Каждый из вас видел кинофильм “Прости”с актрисой  Н.Андрейченко и великолепным И.Костолевским  в заглавных ролях.
Помните она остановила “частника” (за рулем В.Мережко) и спросила – как его зовут?
– Виктор, – ответил он.
– А сколько Вам лет? – вновь спросила героиня.
– Сорок три, – Мережко.
– Дожили до сорока трех лет и все в “Витях” ходите?
– Виктор Иванович, – поправился он (настоящее имя сценариста).

Так вот, я или Сергей Михайлович прожили намного более, так что отчество вполне заслужили.
Эту книгу я воссоздал из своей собственной жизни.
Не важно – как называлось судно, главное, что была Любка, Дулераин, Емеля и т.д.
Не важно – на какой остановке я выскочил из электрички, главное было пугало и была дача.
Не стоит даже шарить по Котельному, я и сам вам скажу, что это происходило недалеко от Бьяк-Карги, главное, что была экспедиция и был я.
Не важно – как назывался леспромхоз на Яне, главное, я пилил лес и был Уголок.
И совсем не важно – на какой марке самолета я летал на Мальпело, главное, что был Хуан, был Мигель и был остров.
Не имеет также значения – когда мы заходили заправляться дизельным топливом на терминал Rada Vinapi, главное, что был остров Пасхи, к сожалению, не упомянутый мною в книге.
Своим именем и отчеством я как бы подчеркиваю и выделяю реальность происходящего.
Можно ли все это успеть за полвека?
Думаю, нет.
Ведь я провожу по 8-9 месяцев в году в море.

Но мне пришлось успеть, иначе я не написал бы эту книгу, иначе я ходил бы в “Сережах” для самого себя.
Я не раз повторял тем, кто считает меня надменным болтуном:
“Давайте откровенно поговорим и выясним – кто чего стоит”.
Пока никто не соглашался.
Надеюсь, с Сергеем  Михайловичем все выяснили.
О жанре и стиле я уже писал.
Хочу напомнить особенно умным – мне известно, что в свое время, еще на рудиментарной стадии художественного творчества некоторые авторы вместо реальных образов старались приподнести читателю ловкий обман.
Произведение ведется якобы от действительно существующего героя, передающего свои приключения и впечатления.
Этот жанр литературы процветал в Испании, затем проник в Англию.

Дорогие мои!

Со мной это не проходит – я очень многое могу элементарно доказать, от печатей в паспортах до заверенных судовых ролей (вот когда я в очередной раз пожалел о сборках мусора в отдельные тазики по приказу жены. Помните?), ну, и конечно же, своих дипломов и фотографий.
Существовал ли мичман?
Ну, а сами-то вы как думаете?
Разумеется, его не было, и все беседы я просто вел сам с собой, перенося впечатления на страницы. Это своего рода повествовательный финт.
Жаль, конечно, но во мне еще немало “ноуменов”*.

*Непознаваемая вещь в себе в философии И.Канта. Кант, однако, допускал познаваемость ноуменов.

Я был бы несказанно рад, если  кто-то из вас, мои дорогие читатели, произнесет следующее:
SE NON E VERO, E BEN TROVATO* или нечто подобное, а может – просто скажет мне спасибо за отдельные интересные моменты в книге (моей жизни).

* Если это и правда, то все же хорошо придумано (ит.)

Мне также было бы приятно, если вы обнаружили во мне просто хорошего человека.
Однажды, находясь в Амстердаме (вспомните Мирона), я  прогуливался по городу.
На небольшой площади возле церкви Св. Николая ко мне подошел настоящий хиппи. Живой!
Мы немного поболтали.
Как и следовало ожидать, – он оказался умным парнем.
Высокий и рыжеволосый, с миллионами значков и заклепок – ему бы прямо на телеэкран!
– Как тебя зовут? – спросил я.
– Меня зовут Человек! – гордо ответил хиппи (а может, битник или митёк?).
В конце-концов я угостил Человека сигаретой и направился далее, радуясь за него.
Сейчас, особенно возвращаясь в болото без кавычек, мне тоже часто хочется кричать: 
“Меня зовут Человек!”
Долго, очень долго я искал свое море, где все по-моему.
Но так и не нашел.
Это не моя вина – жизнь оказалась слишком динамичной, не говоря уже об отклонениях.
Зато я совсем недавно открыл подходящую водную среду.
В этом мне очень помогла книга Ога Мандино “The Greatest Miracle in the World”. 
Для того, чтобы раствориться в моей воде, нужна подводная лодка.
Я построил ее и назвал Nautilus – ну совсем как у капитана Немо.

Странное совпадение, но мое предыдущее судно называлось именно так, это не секрет для многих.
Моя мнимая лодка очень похожа на ту конструкцию, которую описал Жюль Верн.
Вскоре я нашел место, где можно совершить погружение и последние месяцы жил на этой глубине.
В моем тихом водном мире не было скорби и печали, ненависти и лжи, зависти и сплетен, лицемерия и обманов.
Как и капитан Немо, я часто смотрел в иллюминатор на подводный мир красок и безмолвия.          
Мимо проплывали какие-то диковинные рыбки. Одна из них вдруг примкнула к стеклу и внимательно посмотрела на меня, шевеля губами и подавая таинственные знаки .
Может это ты, мой читатель?
Не могу не упомянуть о нашей стране.
“Прощай, немытая Россия!” – писал великий Лермонтов.
“Здравствуй, застывшая У-края-на цивилизованной поверхности!
Очнись, постриженный бездарными парикмахерами народ, так и не осознавший собственную зомбированность.
Найди своего Президента, а не Претендента на Прецедент.  
И Пусть на этом важном Пути прошагает хоть Путин, хоть расПутин, даже дваПутин, – лишь бы Путёвый!”

Вспомните, – в предисловии я писал об ЮЭ-ТУ.
Закончив эту книгу, у меня появилось еще одно, дополнительное желание.
Мне хочется поделиться  им с вами и рассказать о нем.

Столица Непала – город  Катманду окружен вершинами Гималаев и вверху на горизонте видны вечные снега, покрывающие их.
Но в самом городе снег выпадает в среднем один раз за всю жизнь жителей этой столицы.
Я бы тоже хотел почувствовать себя так, как и они во время  единственного снегопада в их жизни на этой планете.
Не могу не добавить, что в своих рассказах я редко упоминал родителей и близких.
Мои мама и папа были слишком дороги для меня и даже сейчас, спустя много лет после их смерти, мне очень больно вспоминать о них, осознавая то, что я слишком мало успел сделать для своих родителей.
Они жили мной.
Я же живу для своей семьи, пусть своеобразно, но это так, это правда.
Не помню – чьи это стихи, переложенные на песню, – Кукина, Клячкина или Лихарева :

Всё сумерки, да сумерки

Пора бы быть и вечеру

Стою с дорожной сумкою

И говорю: До встречи Вам!

Что лучше:
Никогда не встречаться и быть всегда вместе или встретиться однажды, чтобы затем расстаться навсегда?
Есть и другой вариант:
Расстаться, так никогда и не встретившись.
Один человек, который дорог для меня, но я никогда его не видел и уже не увижу, сказал как-то мне по телефону:
“Лучше встретиться и никогда не расставаться!”
Вот и я говорю тебе, мой читатель,
– ДО  ВСТРЕЧИ!
Я заканчиваю разговор с тобой завершающей фразой римских консулов, державших отчетную речь:

FECI  QUOD  POTUI,  FACIANT  MEUORA  POTENTES*

* Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше (лат.)

 

  <-предыдущая  

Поделиться в социальных сетях

 
Херсонский ТОП



Copyright © 2003-2022 Вячеслав Красников

При копировании материалов для WEB-сайтов указание открытой индексируемой ссылки на сайт http://www.morehodka.ru обязательно. При копировании авторских материалов обязательно указание автора